Еще раз искреннее спасибо доброжелательным и не очень комментаторам. Интонация некоторых отзывов позволяет предположить, что их писали люди, имеющие отношение к системе госфинансов, но не раскрывавщие своего инкогнито дабы иметь полное демократическое право принципиально отказать и автору, и комментаторам в праве вообще думать на заявленную тему...
То, что наш разговор не вызывает интереса ни у самих реформаторов, ни профессионалов в области соцобеспечения и пенсионной защиты, наверное, объяснимо. Так же как и то, что ни в одном из откликов даже с иронией не упомянуты наши доблестные профсоюзы, озабоченные, как всегда, одним - как бы и невинность соблюсти, и капитал приобрести.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Если общество, каждый из нас, не займет внутренней определенной и ясной позиции по животрепещущим вопросам пенсионной реформы - никогда и ничего не изменится.
Один из авторов комментариев, поддерживая прочитанное, увидел опасность «заговорить проблему». Резонное наблюдение. Чем шумнее, абстрактнее, академичнее будет дискуссия о количестве уровней системы, о конкретных параметрах нового законодательства, тем выше вероятность того, что за общими благоглупостями будет похоронено изначально необходимое и жесткое подведение итогов работы системы действующей.
Если ликвидационный баланс не будет посчитан до копейки, не будет исчислена и признана сумма госдолга, заранее можно поставить крест на любой реформе. Извините уж за повтор.
Конкретный вопрос: как это реализовать на практике?
...представляете, пенсионер или просто участник Пенсионного фонда получает официальный документ, в котором исчислены обязательства перед ними государства в лице ПФ, и при этом все расчеты осуществлены только и исключительно на основании закона, а не подзаконных актов, инструкций и методичек?
...все мы понимаем, что сегодня это реально невозможно. Персонал ПФ реально не несет никакой ответственности за свои вольности в расчетах, которые его работники творят ежедневно на своих рабочих местах. Я не хочу осуждать весь многотысячный коллектив органов пенсионного обеспечения, обвинять их и, тем более, требовать от них гражданского мужества и просто человеческой порядочности. Но и сочувствие и симпатии человек, который на своем рабочем месте делает заведомо заниженный и противозаконный расчет в угоду своему начальству, ради сохранения своего места и связанных с ним благ - в том числе пенсий, может рассчитывать на понимание его жизненных обстоятельств, но не на уважение.
Заранее отвечая тем, кто напишет об огульном охаивании многотысячного коллектива, и пренебрежительном отношении к их важной и нужной работе, отвечаю: готов публично встать на колени и извиниться при одном условии, если мне покажут заявление, докладную записку, служебную записку сотрудника ПФ, отказавшегося выполнять незаконные инструкции, или просто негласные и необнародуемые ориентировки.
Господь готов был сохранить Содом и Гоморру, если бы среди их обитателей нашлись хоть несколько праведников. Ни у меня, ни у общественного мнения нет права карать и миловать, насылать огонь и камни с неба на нечестивцев. Но...
В течении многих лет огромной группой лиц, связанной служебными взаимоотношениями совершается системное преступление - явно по предварительному сговору, явно с материальной заинтересованностью в виде продолжения работы в системе, носящая откровенно антиобщественный характер, наносящая существенный ущерб правам и свободам граждан, осуществляемая с признаками организованной группы, с координацией и разделением функций.
Я не юрист, пусть они скажут - просто ли это мошенничество или злоупотребление служебным положением, или превышение служебных обязанностей, но это системное, длящееся преступление - и государство является его заказчиком.
С трудом верится в то, что для раскрытия его кто-то рассекретит стенограммы Кабмина или других правительственных учреждений, И привлечет к ответственности заказчиков, организаторов, и исполнителей.
В это поверить невозможно, хотя бы потому, что если вы обратитесь за защитой своих прав на исчисление пенсий в соответствии с законом, например, в прокуратуру, то вас пошлют... Куда? Сами знаете. На три буквы. В суд.
Будем реалистами. Ни одной украинской политической силе, ни одному правительству, ни одному генеральному прокурору в ближайшем будущем подобная концептуальность и принципиальность не грозят. В конце концов, как писал Антуан де Сент-Экзюпери, если мы требуем от генералов, чтобы они порхали как бабочки, а они этого не делают, виноваты в этом не генералы, а мы, - с каждого надо требовать то, что он может дать...
Совершенно очевидно, никакими улучшениями, повышениями квалификации сотрудников ПФ и публичными заклинаниями, которые перед выборами будут особенно страстными и горячими, вопрос не решится. Нужна четкая и жесткая технология администрирования этого процесса, изначально основанная на прозрачном и законном процессе исчисления, который, может быть, проконтролирован и оспорен любым участником пенсионного процесса.
Обращусь к пенсионерам: остался ли у вас документ-расчет, по которому рассчитана ваша пенсия? Указано ли в нем полно и ясно все основания для ее исчисления с вашей стороны, и ссылки только исключительно на закон, определяющие начисления той или иной суммы?
Скажите, является ли этот рассчет действительно документом, и какую ответственность лично и прямо несет перед вами и законом человек, который составил его небрежно, или заведомо, злоумышленно не учел ваши законные права? Не в теории, а реально, существует ли такая ответственность?
Можно иначе сформулировать абзац: кто сегодня персонально несет ответственность из сотрудников ПФ, когда люди добиваются пересчетов через суд? Кто возмещает судебные издержки, расходы на юридическую помощь, моральный ущерб?
Смею предположить, что еще никто из сотрудников ПФ потери граждан, возникшие в связи с неправомочными действиями чиновников из своего кармана не возместил.
Правда, какое гуманное государство? Или это еще одно свидетельство наличия в этих действиях целенаправленного и преступного умысла на уровне государства в целом? Только, пожалуйста, на основании этих строк не стоит делать вывод о направленности этих публикаций против власти. То, что подобная практика сложилась не сегодня, и не вчера - очевидно. Но именно это преступление, наверное, так и не будет поставленно в вину Юлии Владимировне, дабы не создавать прецедента и не принимать обязательства эту практику изменить. Хотя среди всех прегрешений бывшего Кабмина правовое хамство, правовой нигилизм нужно поставить первым.
Предложение: исчисление пенсий должно производиться обезличено государственным инспектором или аудитором, несущим полную ответственность за правильность и достоверность произведеного рассчета. В случае несогласия с рассчетом, субъект имеет право письменно изложить свое несогласие, а при негативном ответе обратиться к независимому лицензированному аудитору, который произведет свой альтернативный расчет.
Государственный инспектор или государственный аудитор получив мотивированное заключение лицензированного независимого аудитора может
- согласиться с ним и компенсировать субъекту начисления расходы на аудит;
- не согласиться с аудиторским заключением и оспорить его в суде;
- при положительном решении суда в пользу независимого аудита, государственный инспектор или аудитор должен помимо расходов на аудит, компенсировать судебные издержки субъекта и независимого аудитора;
- споры о рассчете не должны откладывать начисление пенсий до окончательного решения в размере, изначально начисленном госинспектором/госаудитором;
- окончательное судебное решение является основанием для перерасчета пенсии с момента обращения за ней, также за счет лица, допустившего ошибку.
Не менее интересен вопрос независимости и последовательности судов, но тут хотя бы есть Европейский суд по правам человека, который иногда позволяет с отечественным беспределом как-то совладать.
Кстати, законодательно должна быть давно прописана норма об ответственности должностным лиц за материальный ущерб, моральный вред, и юридические расходы, причиненные неправомочными и, или, ошибочными действиями должностного лица.
Наказание в виде выговора, замечания, предупреждения, даже понижения в должности давайте оставим в прошлом. Полное возмещение ущерба и увольнение с госслужбы без права на получение пенсий госслужащего – безальтернативная мера.
Жестоко? Тогда жалейте их, а не себя. Следует отметить, что при таком подходе администрирование пенсий значительно упростится. Аппарат может быть очень серьезно сокращен, а на должности госинспекторов и аудиторов пойдут только те, кто действительно является профессионалом и готов работать по закону, а не по круговой поруке.
Государственный инспектор/аудитор, реально рискующий своим положением и деньгами, превратится в фигуру реально независимую, будет зарабатывать реальные деньги от количества и качества осуществляемых расчетов, а его начальство должно потерять всякие возможности влиять на его работу.
Госчиновник в этой ситуации должен будет только организовать работу высококвалифицированных и ответственных людей. Но их реальная ответственность освободит их от унизительной необходимости ради сохранения своего места врать в глаза другим.
Естественно, этот набросок некоторых подходов, всего лишь набросок, - формы могут быть и другими. Например, независимый аудит рассчета пенсий могут осуществлять правовые инспекции профсоюзов (зря, что ли, мы о них вспомнили в начале), издержки общепонятны - рептильный характер наших профсоюзов, их повышенная чуткость к дуновениям с Печерских холмов.
Повторю: формы обеспечения прозрачности и законности исчисления пенсий могут быть различными и обсуждаемы. Но если этот механизм не будет создан и создан немедленно, ни о каком реальном и достоверном исчислении суммы госдолга перед пенсионерами в целом и перед каждым в отдельности никогда не станет известно.
Соответственно, вариант той самой «китайской ничьей», о которой говорилось ранее станет главным содержанием этих бессмысленных фрикций по вносу/выносу реформы в зал парламента.
Так вот, само по себе предложение создать открытый правовой публичный и ответственный механизм исчисления сейчас и немедленно, при условии его успешного внедрения через год- полтора создаст кадровую, методологическую, судебную базу, на основе которой гораздо более сложная работа по осуществлению ликвидационного баланса фонда в целом и каждого его участника по взаимоотношениям с каждым его участником, уже может быть реально осуществлена.
Не пытаясь требовать от разработчиков реформы каких-то гениальных открытий, давайте пока предложим одно реальное, безусловно выполнимое условие - обеспечение законности, прозрачности, демократичности расчетов.
Без четкого механизма осуществление общественного индивидуального контроля, без жесткой материальной ответственности за каждое принимаемое решение, любые разговоры о реформа - дымовая завеса, если не циничный фарс.
Если бы в стране за 20 лет реально сложился финансовый рынок, рынок финансов и рынок финансовых услуг, сама жизнь уже бы давно вынудила людей жестко и однозначно положить конец этому всему.
По мне, лучше это сделать самим - ибо где гарантия, что следующая власть не захочет собрать электорат такой простой и ясной ценой – наведением порядка хотя бы в этом отдельном сегмента госуправления и финансов, и публичным судом над заказчиками, организаторами и исполнителями обворовывания тысяч, если не миллионов, людей. А то ведь сумма может потянуть больше, чем штраф Стокгольмского суда. И какая-нибудь уже почти похороненная политическая чупакабра оживет...