ГлавнаяЭкономикаБізнес

РИА Новости: чем Украина заплатит за газ?

Смена власти на Украине не привела пока к переформатированию повестки дня. Газовый вопрос как был, так и остается одним из наиболее актуальных и драматичных, пишет генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Новый премьер и новый министр энергетики скоро приедут в Москву, однако их предложения прекрасно известны заранее. Главное требование - скидка к цене на газ. Уже называется программа-максимум - цена на газ, аналогичная белорусской. А именно 168 долларов за тысячу кубометров вместо нынешних 302,5 долларов.

Новое правительство не хочет признавать контракт от 19 января 2009 года, хотя он был заключен на 10 лет и призван стать гарантом стабильности наших газовых отношений. В контракте есть довольно четкая формула цены, которая соответствует принятой в Европе гронингенской системе, устанавливающей корреляцию стоимости газа с корзиной нефтепродуктов - мазута и дизтоплива. В украинском контракте в качестве базового рынка взят итальянский. С одной стороны, это действительно один из самых дорогих рынков в Европе. С другой, это все же четкая формула, которая меняется каждый квартал с учетом мониторинга цен за предыдущие 9 месяцев. Однако новой власти эти выкладки кажутся не слишком уместными.

Экономизация наших отношений не нравится многим в Киеве. Все заметнее попытки поговорить о газе как раз с политической точки зрения. Логика здесь не нова: "между славянскими братьями нельзя говорить о деньгах". При этом апеллируют к единому искусственно разделенному народу, к единой православной цивилизации. Правда, мы понимаем, что более бедному брату всегда выгодно апеллировать к родственным чувствам.

Более бедный брат всегда активнее взывает к родственным чувствам, чем более богатый. Второй же очень хочет знать, сколько и как долго ему нужно будет платить за "бедных родственников".Но мы также понимаем, что более бедный брат всегда активнее взывает к родственным чувствам, чем более богатый. Второй же очень хочет знать, сколько и как долго ему нужно будет платить за "бедных родственников". По всей видимости, Москва не готова к сделке по формуле "дешевый газ в обмен на политику". В принципе, список основных потенциальных политических уступок ясен. Это придание русскому языку статуса второго государственного, продление пребывания флота в Севастополе после 2017 года, прекращение попыток церковного раскола, лишение Бандеры звания героя Украины, прекращение спекуляций на теме голодомора. Вопрос только в том, как посчитать цену этих тем. Сколько долларов в цене за тысячу кубометров газа стоит решение гуманитарных проблем? И где гарантии, что Украина не войдет в политический цикл "оранжевые-голубые-оранжевые", где каждый поворот будет означать радикальную смену политической риторики?

Но главный вопрос даже не в этом. Если привязку политических вопросов к газу не прописать прямо в контракте (а это видится все же утопичной идеей), то есть обоснованное подозрение, что получение скидки на газ приведет не столько к их решению, сколько к банальному росту прибылей акционеров крупных промышленных предприятий Украины. И выиграет от этого вовсе не братский народ, а серьезный бизнес. Так что удешевление газа не облегчит положение русского языка на Украине, а лишь приведет к тому, что в клубе "Шахтер" появится еще пара новых бразильских футболистов.

Удешевление газа не облегчит положение русского языка на Украине, а лишь приведет к тому, что в клубе "Шахтер" появится еще пара новых бразильских футболистов.Так что идея "политика в обмен на газ" не сработает. Если же оставить тему газа как исключительно коммерческую, то и тут Украине довольно сложно предложить России что-то сверхинтересное. Дело в том, что долгое время Россия действительно активно интересовалась участием в управлении газотранспортной сетью Украины. Настолько долго, что у Украины сложилось ощущение, что это вечная мечта России. И что она заплатит за ее реализацию любую цену. Однако за последние 7 лет Россия столкнулась с большим количество "фокусов" на этом направлении. Напомню, что бумаги по газотранспортному консорциуму были подписаны еще в 2002 году. Но потом Украина выдвинула совершенно неприемлемое для "Газпрома" требование предоставить "Нафтогазу" возможности реэкспорта всего газа, идущего в Европу из РФ. Украина явно заигралась со своей трубой, не понимая даже, что такие требования полностью противоречат европейской политике в области транзита энергоносителей. ЕС считает, что собственник газопроводной инфраструктуры не может чинить препятствий собственнику газа и должен лишь предоставлять услугу по транзиту, но никак не заниматься перепродажей газа.

Леонида Кучму сменила оранжевая власть, но ясности с судьбой газотранспортной системы она не прибавила. Более того, команда Ющенко окончательно испортила отношения с РФ и вызвала стойкое убеждение, что Украина не может быть надежным транзитером. Теперь же Украина с удивлением обнаружила, что планируемый объем Северного и Южного потоков полностью соответствует объему транзита через территорию Украины - причем не в 2009 году, когда в ЕС упало потребление газа, и через Украину было прокачено 92 млрд кубометров, а в лучшие 2007-2008 годы, когда транзит составлял 110-120 млрд кубометров. Но еще большим шоком стала твердость российского руководства в намерении построить эти газопроводы, которые долгое время считались на Украине всего лишь "страшилкой".

Идея "политика в обмен на газ" не сработает. Если же оставить тему газа как исключительно коммерческую, то и тут Украине довольно сложно предложить России что-то сверхинтересное.Теперь же получается, что создавать ГТК и инвестировать в украинскую трубу для "Газпрома" нет особого смысла. Потому что "Южный поток" "Газпром" намерен запустить уже в 2015 году. Даже если эти планы и не будут реализованы в срок, все равно Украине останется быть транзитером газа лишь около 7-10 лет. Значит, смысла вкладывать деньги в модернизацию украинской трубы нет. Тем более, что только на реконструкцию линейной части, ПХГ и компрессорных станций необходимы $2 млрд потому что за последние 7 лет особых инвестиций в газотраспортную инфраструктуру Украина не сделала. А ведь еще есть долг "Нафтогаза", который кому-то придется платить.

Украина довольно сильно напоминает молодую девушку, которую долго звали замуж, и она однажды даже согласилась обвенчаться (речь идет про 2002 год), но через полгода сбежала прямо со своей свадьбы. Инвестициями для поддержания хорошей формы не занималась, молодость уходила, и вот через семь лет она выяснила, что красота прошла, а жених, утомленный частой сменой настроений, уже подумывает о другой невесте.

Кстати, понятно, почему Белоруссия получает газ по 168 долларов. Дело не только в том, что она не платит 30% экспортную пошлину. И не в политическом партнерстве (которого особо что-то не видно). А в том, что трубопроводы, идущие через ее территорию, "Газпрому" еще пригодятся - Северный и Южный потоки заменят Украину, но не Белоруссию. Поэтому "Газпром" уже завершил сделку по выкупу 50% акций в "Белтрансгазе". А инвестировать в украинскую трубу он вряд ли будет.

Украина довольно сильно напоминает молодую девушку, которую долго звали замуж, и она однажды даже согласилась обвенчаться (речь идет про 2002 год), но через полгода сбежала прямо со своей свадьбы.Бурное обсуждение двусторонних отношений на недавнем круглом столе в Донецке, соорганизатором которым выступило РИА Новости, наглядно показало позицию российской власти, делегировавшей на Украину в качестве нового посла Михаила Зурабова. Из его выступления можно было понять, что он явно не сторонник экономической платы за политические уступки. Он выступает за прагматический подход.

Видимо, его главная задача - решить, как нам прожить предстоящие несколько лет, когда альтернатив украинскому газовому транзиту еще не будет. При этом Украине должно стать окончательно ясно, что статус транзитного государства она скоро потеряет.

Когда Украина поймет, что тема консорциума уже не так привлекательна, она может вернуться к последнему аргументу: "денег все равно нет, если что - начнем несанкционированный отбор газа". Казалось бы, лихие времена неплатежей за газ в прошлом. Даже "оранжевая" власть за газ платила. И вот теперь мы снова с тревогой ждем очередного дня выплат - 7 апреля.

Когда Украина поймет, что тема консорциума уже не так привлекательна, она может вернуться к последнему аргументу: "денег все равно нет, если что - начнем несанкционированный отбор газа".Ситуация выглядит крайне непростой. Поле для компромисса не столь велико. Но все же определенную схему предложить можно. "Газпром", как и в 2009 году, не станет взимать штрафы за недобор газа (на самом деле это серьезная сумма - только за прошлый год мы простили Украине около $8 млрд). Так же можно добавить в формулу частичную - порядка 15-20% - привязку к спотовому рынку, позволяющему производить более быстрые операции. Но важно, чтобы стоимость газа все равно была понятной. Это должна быть не просто скидка какой-то суммы "на бедность". Взамен было бы логично ожидать от Украины либерализации внутреннего газового рынка и возможности прямых продаж собственником газа его конечным потребителям. В то же время Украине так или иначе придется повышать внутренние цены на газ. На чем, кстати, давно настаивает и Европа. На Украине об этом, в принципе, знали. Там хватало экспертных мнений о том, что нужно модернизировать украинскую экономику, потому газ не всегда будет дешевым. К сожалению, тогда этого не сделали. Сейчас все будет больнее, но от этих мер не убежишь.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram