ГлавнаяЭкономикаБізнес

Укравтодор за год построил всего лишь 8 километров дорог

С начала года Укравтодор проложил за бюджетные деньги всего лишь 7,8 км новых дорог, потратив на это 913,5 млн гривен.

Укравтодор за год построил всего лишь 8 километров дорог
Фото: gov.cap.ru

В распоряжении издания оказались оперативные данные о строительстве дорог в Украине. Согласно документу, за 11 месяцев 2009 года госслужба Укравтодор сдала в эксплуатацию 7,8 км новых и реконструированных дорог.

Первое, что удивляет газету, это мизерная цифра: в рамках подготовки к Евро-2012 государство брало на себя повышенные обязательства. За счет бюджета власти обещали за год построить 341,7 км дорог. В итоге, результат оказался в 44 раза меньший от запланированного.

Кроме того, Дело обратило внимание на цену, которую платит государство за такие дороги. Согласно отчету Укравтодора, 7,8 км обошлись бюджету в 913,5 млн грн. Как выяснило издание, почти миллиард потрачен, а отремонтировано всего лишь два участка дорог: Александровка - Кировоград - Николаев (1,6 км) и Новомиргород - Великая Виска (4 км) в Кировоградской области. Также построены два участка (1,9 и 0,3 км) трасс местного значения в Ровенской и Сумской областях.

Таким образом, пишет Дело, каждый километр этих дорог обошелся государству в 117,5 млн грн. Для сравнения, в США такие работы обходятся федеральному бюджету в пересчете на гривню в среднем в 47,2 млн. В Китае километр автомагистрали строят за сумму, эквивалентную 19,2 млн грн.

Даже в Украине есть примеры, когда прокладка международной магистрали обходится в несколько раз дешевле. Например, на данный момент Укравтодор реализует совместный проект капитального ремонта автодороги Киев - Чоп за заемные средства.

По данным газеты, километр фактически наново построенной автомагистрали стоит 21,9 млн грн. Столь существенная разница в стоимости объясняется просто - кредиторы (Европейский банк реконструкции и развития и Международный банк реконструкции и развития) жестко контролируют использование денег. В результате на 57 км автомагистрали, построенных в этом году, потрачено 1,25 млрд грн.

Глава госслужбы автодорог Вадим Гуржос отказался объяснять, почему реконструкция и строительство небольших участков дорог местного значения стоят так дорого. Нежелание комментировать итоги работы за 11 месяцев 2009 года высокопоставленный чиновник объяснил тем, что ранее издание опубликовало информацию о том, что он, как глава Укравтодора, не смог озвучить количество дорог, построенных в 2009 году.

В свою очередь подчиненные Гуржоса объяснили, что 913,5 млн грн были потрачены не только на указанные 7,8 км дорог. По их данным, в эту сумму также включены расходы на прокладку других дорог. Но поскольку эти объекты еще не готовы, то и в отчет они не попали.

При этом неофициально в Укравтодоре признают, что стоимость строительства одного километра дорог в зависимости от сложности работ составляет от 15 до 35 млн грн. При этом самая высокая стоимость дорог - в Крыму.

Как отмечает экс-глава Укравтодора, народный депутат Владимир Демишкан, одна из самых дорогих дорог в мире находится в Израиле. Там стоимость одного километра составила $30 млн (около 240 млн грн.). "Но это большой автобан на 6 полос в каждую сторону. А откуда взялась стоимость выше 100 млн грн. за 1 км дороги, я даже представить не могу", - заявил нардеп.

В свою очередь ведущий специалист ЕБРР Марк Магалецкий пояснил, почему, когда дороги прокладываются за счет кредитов, эффект использования средств выше. По словам банкира, обычно в тендере побеждает компания, предложившая наименьшую стоимость за указанный в объявлении объем работ.

"При этом превышение сметы практически невозможно, поскольку заказчик в лице Укравтодора не может заплатить за работы больше указанной в контракте суммы", - уточняет Магалецкий. Для оценки заявленной стоимости проекта, а также самого проекта ЕБРР привлекает независимых инженеров-консультантов из специализированных компаний. В то же время Демишкан признает, что расход бюджетных средств госпредприятием контролируется мало.

Чрезвычайно низкие объемы строительства дорог - 7,8 км против запланированных 341,6 км - в госпредприятии объясняют нехваткой бюджетных средств. А именно - недопоступлением средств отакцизного сбора, а также ввозной пошлины на нефтепродукты и транспортные средства в специальный фонд госбюджета. Ведь поступления от этих сборов являются основным источником финансирования программ автодора.

Впрочем, эксперты отмечают, что проблема с нехваткой средств связана с высокой закредитованностью компании. Директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава напоминает, что существенные суммы Укравтодор расходует на обслуживание своих долларовых кредитов.

Так, по данным Укравтодора, только за 9 месяцев текущего года госкомпания выплатила 5,8 млрд грн в счет погашения кредитных обязательств. Кроме того, в конце прошлого года американский банк Morgan Stanley потребовал от Укравтодора досрочного возврата кредита в размере $930 млн. Тогда госкомпания оказалась на грани дефолта. Впрочем, тогда 50% этой задолженности было перекуплено Credit Suisse. Оставшиеся $465 млн (примерно 3,7 млрд грн) были рефинансированы швейцарским банком сроком на 10 лет под госгарантии под ставку LIBOR+8 процентных пунктов.

Ранее сообщалось, что до 2012 года согласно Программе по подготовке к проведению Евро-2012 нужно построить и отремонтировать 3256,9 км дорог.

По данным Укравтодора, потребности предприятия в финансовых ресурсах на 2010 год составляют 21,4 млрд грн. При этом 9,8 млрд грн из них должны быть направлены на погашение кредитов Укравтодора перед международными финансовыми организациями. Вместе с тем в проекте госбюджета на 2010 год на нужды ведомства предусмотрено лишь 13,1 млрд грн.

Кроме 8 км новых и реконструированных дорог, в своем отчете Укравтодор также сообщает, что за 11 месяцев 2009 года компания капитально отремонтировала 49,2 км дорог и 178,5 м мостов. С учетом других дорожных работ на эти цели было потрачено около 5,3 млрд. грн.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram