Александра Кужель, глава Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства: «Основная проблема сегодня - стопроцентное невыполнение законов и правительственных постановлений органами местного самоуправления. Средоточие коррупции - это связка: мэр, рядом с ним прокурор, губернатор, милиционер и все остальные. Правительственные решения местному самоуправлению всего лишь рекомендовано исполнять. Например, мы приняли решение о запрете функционирования при мэрии коммерческих рекламных структур: это должны быть именно управления мэрии, а не субъекты рынка. Сегодня мэр Николаева Владимир Чайка это воплотил, и участники рынка вздохнули с облегчением. А мэр Черкасс Сергей Одарич заявляет, что всех имел ввиду и не собирается это выполнять.
Мы имеем дело не с кризисом, а со спланированным уничтожением национального бизнеса. Сегодня Национальный Банк Украины фактически совершил стерилизацию гривны. И это делается не случайно. Кому-то выгодно, чтобы предприниматели не платили заработную плату и не платили налоги в бюджет. При 80-ти миллиардах рефинансирования банковской системы, уже больше года ни одно украинское предприятие не может взять кредит. У бизнеса нет денег, и через месяц-два их не будет фактически - они останутся только на бумаге. Не будет денег для кредитования - не будет бизнеса. Коррупция возникает там, где есть доступ к бюджету или имуществу. В качестве примера могу привести скандальную историю с рынком «Юг». К нам обратились предприниматели, у которых заместитель министра обороны Игорь Монтрезор требовал взятки в размере 40 тысяч долларов для продления договоров на 3 года - таким образом с 50 человек они собрали 2 миллиона долларов. Экс-министр Ехануров сам подписал с директором рынка договор, согласно которому директор должен перечислить ежемесячно Министерству обороны 60 тысяч гривен. Но указанный в договоре расчетный счет не существует. Значит, деньги вернутся назад, а по банковской отчетности пройдет то, что деньги были перечислены. Из проверенных нами 5 счетов рынка Минобороны 4 сейчас арестованы по «липовому» банкротству.
Коррупцию на государственном уровне можно пресечь только жестким контролем. Если будет проголосован внесенный коммунистами закон о регулировании цен фармацевтической отрасли на уровне июля прошлого года, отрасль остановится. Лекарств не будет. Политики должны понять, что они живут на деньги, которые дает бизнес, поэтому они должны работать на благо бизнеса. Мы уже договорились с рыночниками и фармацевтами о том, что если не будет нормальных законов, будем выходить на забастовки».
Александр Пасхавер, Президент Центра экономического развития: «Разница между коррупцией мягкого авторитарного режима Кучмы и нынешней коррупцией заключается в том, что коррупционная вертикаль была параллельна вертикали власти, она была организованна и дозирована, каждый знал свое место, знал цены, и коррупция была менее рискованна - если человек что-либо обещал, он это делал. После Кучмы коррупционная вертикаль власти была разрушена, государство резко ослабело, и поскольку основа коррупции лежит в обществе, а не в бюрократии, то коррупция не уменьшилась, а изменилась. Дозирование исчезло, поскольку исчезла вертикаль власти - коррупцией занялись те, кто в той вертикали не могли этого делать. Повысились риски и цены. Коррупция стала мене ответственной - в том смысле, что можно взять деньги и не выполнить. Возникло ощущение, что коррупция возросла и стала неорганизованной. Какой из вариантов коррупции хуже - сложно сказать. В условиях, когда общество приемлет коррупцию, законодательство строится под взяткоемкие функции. Любой закон деформируется с учетом того, чтобы можно было брать взятки. Нам хочется изменить эту систему, но в принципе это невозможно. Эта ситуация может измениться, либо если обществу будет не лень контролировать власть и бюрократию, либо революционным путем. Непрерывная борьба с коррупцией не приведет к ее устранению, но поможет избежать того, чтобы коррупция поглотила все общество».
Александр Кирш, член Совета Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий: «Взятки действительно стали дороже - раз «бандитам-тюрьмы», то выросли риски у коррупционеров. В то же время власть бездействует, что также является злоупотреблением. В условиях кризиса и неплатежей облагать предпринимателей всеми налогами - и НДС и налогом на прибыль - непростительно. Государство молчаливо перекачивает деньги от тех, кто произвел, но денег не получил в пользу тех, кто получил товар, но не заплатил. Украина - единственная страна в мире, где существует налог на инфляцию, на удорожание - в него фактически превращается налог на прирост сверхнормативных остатков, которых в период кризиса никто не накапливает, в то же время все дорожает. Вместо того, чтобы все это отменить, ВР занята другими вещами, вынуждая правительство вручную корректировать налогообложение, что не всегда законно - потому что парламент не успевает, а эти корректировки потом отменяются либо Президентом, либо судами. Но те, кто за время действия какого-то не вполне законного постановления или распоряжения успели уйти в тень, из тени уже не вернуться. Это дорога в один конец, и таким образом провоцируется тенезация экономики».
Оксана Продан, глава Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины: «С 1 января 2010 года вступает в силу норма закона о безопасности и качестве продукции, которая запрещает продажу на рынках мяса или молока произведенного в домохозяйствах. Правительство по подаче Госкомпредпринимательства подготовило законопроект об отсрочке вступления в силу этого закона, но даже если Парламент его не примет, Кабмин в любом случае заблокирует вступление в силу этого закона. И я хочу сообщить людям, что они и с 1 января смогут реализовывать на рынках мясомолочную продукцию, выращенную в своих домохозяйствах.
Еще одна проблема - новые монополисты на рынке - коммунальные предприятия. Автотранспорт, кладбища, аптеки, рынки - органы местной власти создают эти предприятия, а потом они подминают под себя всю отрасль. Сегодня в Украине мэрами создано 7 тысяч коммунальных предприятий, под которые пущены все деньги городских бюджетов, и бороться с этим невозможно».