Также Валерий Мунтиян выступал за создание новой валюты в рамках стран СНГ и предупреждал об угрозе мировой войны из-за кризиса.
«В связи с сокращением количества должностей заместителя министра», говорится в распоряжении премьера за номером 1096-р. Что стоит за этой формулировкой на самом деле, «Левый берег» узнал у бывшего замминистра.
Вас назначили заместителем министра экономики при премьере Викторе Януковиче. Вы лишились должности из-за причастности к его команде?
Я работал и при министре экономики Владимире Макухе, и при Анатолии Кинахе, и при Богдане Данилишине... Правительство - это не АО «МММ», это высший орган исполнительной власти. Тут не может быть разговоров о той или иной команде. Я беспартийный, государственник, работал и работаю только в интересах государства Украины.
За что же вас тогда сократили?
Инициатором был министр экономики Богдан Данилишин, а не Кабинет министров. Есть мое личное видение причин такого решения. Я отвечал за разработку стратегии экономического сотрудничества стран СНГ до 2020 года, был избран представителями всех стран руководителем рабочей группы. Впервые за 18 лет председатель группы по разработке стратегии - из Украины.
Нужно было сделать в условиях кризиса стратегический документ, увязать его с интересами 12 стран, учитывая риски и угрозы, которые сегодня существуют. Надо было разработать документ, представить его на заседании глав государств, и эту работу я полностью проделал.
Также я был избран руководителем Рабочей группы по разработке проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества стран СНГ. В этом плане Украина имеет огромный потенциал.
Сегодня мы не можем перебить другие страны ни территорией, ни ресурсами. Мы можем взять только умением, а не числом, как говорил Александр Суворов. Надо развивать инновационный потенциал, что поможет нам выйти из кризиса, создать самую современную промышленность, обеспечить конкурентоспособность Украины и поднять качество жизни населения.
уже пошло, страны СНГ должны предусмотреть в бюджете деньги на эти проекты. А руководителя рабочей группы сегодня берут и выбрасывают без согласования со странами Содружества накануне заседания группы в октябре и заседания глав правительств в ноябре в Ялте. Это удар по премьер-министру Юлии Тимошенко и правительству в целом.
Правильно ли я понимаю, что вы добились от России обещания вложить в Украину деньги?
Не только Россия, но и другие страны СНГ должны предусмотреть финансирование на инновационные программы, потому что стратегический эффект от инновационного сотрудничества получит не только Украина, а все страны Содружества.
О каких суммах идет речь?
Я не могу назвать конкретные суммы. Все только должно решаться. Но речь идет о больших многолетних программах стоимостью в миллиарды долларов. У некоторых стран есть инвестиции, есть возможность вкладывать деньги. У нас есть интеллектуальный потенциал. Надо кооперироваться.
Возможно, министр увидел в вас конкурента?
Я не буду это комментировать. Эта версия имеет право на существование, но это не тот уровень, о котором надо говорить. Важно то, что ориентация нашего правительства сегодня - прозападная. Это все равно как смотреть на мир одним глазом, а второй закрывать. Национальные интересы Украины есть и на востоке, и на западе, и на юге, в том числе и в СНГ. Самый большой рынок для нас сегодня - это СНГ. По экспорту 36,3%, по импорту 45,8%. Маятник качнулся в другую сторону. Чего мы постоянно смотрим на Америку? У нас с Америкой товарооборот 2,9%. Зато риски огромные, зависимость от доллара на 82,2%.
Ну, правительство ездило и в Японию, и в Китай, и в Ливию...
В Азии будет в этом году 4,8% роста. Совершенно верно, надо работать с Китаем, который сегодня вышел по паритету покупательной способности на второе место в мире. Надо работать и с Индией, потому что она способна потреблять огромные объемы товаров, а завтра мы можем на этот рынок уже и не попасть. Надо работать с Японией, которая по экономическому потенциалу занимает второе место в мире после США, где развиты высокие технологии. Конечно, надо было уже давно с этими странами сотрудничать, а не ждать 18 лет.
Что же вы предлагаете делать?
Развивать отрасли, имеющие высокую добавленную стоимость. Мы можем произвести килограмм сырья и получить за него $5, а можем произвести килограмм высокотехнологичной и наукоемкой продукции, например, самолета, и заработать $1 тыс. за 1 кг. Сейчас мы сырье вывозим, а готовый продукт ввозим обратно. Но чтобы изменить политику, надо иметь стратегию и системное видение. А у людей, о которых мы с вами говорим, нет видения. Так кто кого должен вести: зрячий слепого или слепой зрячего?
Когда ваша позиция окончательно разошлась с позицией министра?
Ситуация резко обострилась после моего выступления в Москве 11 сентября, где я как председатель Рабочей группы по разработке проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества выступил на Экономическом совете стран СНГ. Я четко сказал, что надо создавать Межгосударственное инновационное пространство стран Содружества. Это выгодно в первую очередь Украине. Еще раз повторяю: не надгосударственную структуру управления, которая лишит Украину независимости, - ни в коем случае! А подходить надо со здравой точки зрения. Я эту идею отстаивал, а вместо этого получал из Министерства вопросы: «Почему? Зачем?»...
Вы заявляли и о второй волне кризиса в октябре. До сих пор считаете, что она будет?
Говорил и продолжаю говорить. Эту волну могут отсрочить во времени до конца предвыборной кампании, но это будет стоить нам новых дорогих займов, каких-то залоговых обязательств и снижения потребительского спроса населения. Министр говорит, что упала инфляция - и это хорошо. А я думаю, лучше бы она росла, но доходы населения были бы выше уровня реальной инфляции и был бы спрос.
Как кризис будет проявляться?
Он будет развиваться во всех сферах. В первую очередь снизится производство, увеличится уровень безработицы, мы потеряем рынки сбыта, уменьшится уровень конкурентоспособности.
В банковской сфере кризис также продолжится. Если люди не могли рассчитаться по кредитам в начале года, то не факт, что они смогут рассчитаться к концу года. Да, идет реструктуризация кредитов, но рано или поздно этот процесс кончится - людям просто нечем платить. Общая устойчивость банков тоже уменьшится, ведь никто не даст банкам денег в долг под низкие проценты. К этому надо добавить, что в мире тоже будут расти процентные ставки, значит, и в Украине ставки вырастут. Бюджетная сфера от падения производства также не выиграет - откуда налог брать? И сама по себе экономика с течением времени физически и морально изнашивается.
Так что делать сейчас? Развитие интеллектуального потенциала - это понятно, но это долгосрочная программа. Есть же конкретные текущие проблемы: дефицит бюджета, новый бюджет...
Сегодня мы увидели стратегическую цель, надо наладить тактику. Тактикой занимаются субъекты хозяйствования - предприниматели. А государство должно создать условия для их работы и показать направление.
55% мировой выплавки стали в мартеновских печах приходится на Украину, остальное - на Индию. Энергозатраты на одну тонну стали в таком виде производства в шесть раз больше (чем в конверторных печах - «Левый берег»). Где же взять столько электроэнергии? Мир скоро не даст нам пользоваться такими технологиями, потому что много воды используем, много кислорода... Европейское экологическое право уже не дает так работать.
Но кто-то же должен дать металлургу этот тревожный сигнал, задать это пороговое значение. И сегодня такие сигналы задаются макроэкономическими показателями.
Чем вы будете заниматься теперь? Отойдете от государственной деятельности?
Я не отойду от государственной деятельности, это было бы неправильно. Буду помогать правительству. Потому что эту модель, которую нам внедрили англосаксы, надо ломать. Эта игра в «разделяй и властвуй»...
Что вы имеете в виду?
Вы не обратили внимания на то, что нам навязывают двухпартийную модель? Такую же, как в США, в Великобритании. В Америке не было ни одного президента из другой партии. И не просто не было президента от других партий, а таких независимых кандидатов было за все время только 286 человек. И максимум, что набрал такой человек, - 1,7 млн. голосов. И это в стране, где живут 304 млн.!
Это же касается системы ценностей. Ведь главное - это продукт, а не деньги. Это его можно продать, обменять. А у нас все меряют деньгами. Вся система бизнеса строится на том, чтобы купить-продать, сделать наценку, залезть рукой в бюджет, вместо того чтобы производить новое. Отсюда и вся духовность. Всем заправляет доллар. Духовные основы человека рушатся, а животные инстинкты - растут.
На Экономическом совете стран СНГ я заявлял о необходимости создания новой валюты, которая должна быть сформирована на новых принципах и привязана к универсальным ресурсам. И Украина могла бы этот процесс возглавить, потому что интеллектуальный потенциал у нас огромный.
Макропрогнозы на 2010 г. есть в проекте Госбюджета, который был представлен в сентябре. Ваши прогнозы расходятся с официальными?
Чтобы что-то планировать на 2010 г., надо сначала оценить текущий год. При этом надо давать реальные оценки и говорить правду, уменьшить политизацию этого вопроса. А когда они давали прогноз роста ВВП 0,4% в 2009 г., я говорил -8% падения ВВП. Индекс потребительских цен был заложен 9,5%, а я сказал, что цены вырастут на 17%.
Кто вместо вас будет представлять Украину в Рабочей группе СНГ?
Это решат в правительстве. Но есть риск, что Украина потеряет свое влияние. Потому что против нас выступают серьезные научные школы стран, где идет экономический рост по сравнению с 1990-м годом - Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Туркмении. Беларусь вышла на советский уровень уже в 1997 г. А экономика Украины составляет всего 61,5% от уровня 1990 г. (до кризиса было 72,4%). Небезопасным для страны является падение на 25-30%. То есть за 18 лет мы еще из этой ямы не выбрались.