Наши взносы
В прошлом году в государственный и местные бюджеты поступило 227,2 млрд. грн налогов, что составляет почти 24% ВВП (по данным Госкомстата, в 2008 году – 949,864 млрд. грн). Роль налоговых поступлений огромная, если учитывать, что через
сводный бюджет перераспределяется всего 30,7% ВВП. Правда, налоги платят не только простые граждане, но и предприниматели. Тем не менее, поступления от физических лиц – далеко не пустяк.
Один только налог с доходов физических лиц по итогам 2008 года составил около 45,9 млрд. грн или более 15,4% всех доходов сводного бюджета (государственного и местных). В ВВП доля этого налога – более 4,83%.
В большинстве развитых стран мира подоходный налог взимается по прогрессивной системе: чем больше человек зарабатывает – тем больше делится с государством. Это своеобразный предохранитель от роста материального расслоения в обществе, помощь от государства беднейшим слоям общества. Украина хоть и позиционирует себя как социальное государство, использует так называемую «плоскую» шкалу в 15%.
Акцизы также ложатся на плечи рядового налогоплательщика. Исключение составляет разве что акциз на бензин, которым пользуются как граждане, так и предприятия. Но в конечной цене товаров и услуг траты на топливо также будут учтены, так что потребителю не избежать акцизного оброка. Акцизами облагаются самые ходовые и монопольные товары (например, алкоголь, табак, автомобили). Можно, конечно, вести абсолютно здоровый образ жизни и передвигаться только пешком или на велосипеде. Но, судя по поступлениям в бюджет, такого образа жизни придерживаются немногие. В 2008 году государство получило от акцизов более 12,78 млрд. грн, что составляет около 1,35% ВВП.
Формально налог на добавленную стоимость, который в Украине составляет 20% от стоимости товара, также платит продавец. Но на самом деле это потребитель читает потом на магазинном чеке неизбежную фразу «с учетом НДС». Так что тут повторяется история с акцизами. С той лишь разницей, что избежать НДС никакой здоровый образ жизни не поможет. В 2008 году в казну от НДС поступило более 92 млрд. грн, что соответствует почти 9,69% ВВП.
Солидный кусок бюджетного пирога выпекает таможня, взимающая импортные пошлины. Естественно, импортеры не работают себе в убыток и включают затраты в конечную цену товара. В прошлом году такие «включения» составили более 11,93 млрд. грн (около 1,26% ВВП).
Есть, конечно, и другие источники наполнения бюджета. Например, плата иностранцами за свидетельство заграничного украинца. Или деньги от международных организаций за участие украинцев в миротворческих операциях. Капают в бюджет деньги за пользование недрами, от торговли оружием, землей и имуществом. И бизнесмены отчисляют в бюджет налог на прибыль предприятий (в 2008 году – около 47,86 млрд. грн).
Но перечисленного выше достаточно, чтобы прикинуть: прямо или косвенно рядовые украинцы платят в бюджет фантастические деньги – по цифрам 2008 года, свыше 150 млрд. грн или более 65% сводного
бюджета. Все стоны бизнесменов о высокой налоговой нагрузке на этом фоне меркнут.
Что взамен?
При таких огромных отчислениях любой гражданин вправе поинтересоваться у государства: куда же идут собранные средства? Бюджетный процесс в Украине так непрозрачен и запутан, что простому потребителю
непросто разобраться в системе распределения средств через руки чиновников. Но даже если гражданин изучит сотни страниц бюджетного закона и кипы отчетов Министерства финансов и Казначейства о
поступлениях, остается вопрос о влиянии на бюджетный процесс и налоговую систему.
Как повлиять на тех чиновников, кто тратит больше денег на памятники, чем на помощь живым людям? На тех, кто расходует миллионы на проведение военного парада, когда начальник Генштаба, главком Вооруженных Сил Сергей Кириченко признает: армия почти исчерпала свой ресурс?
В прошлом году на выполнение общегосударственных функций (проще говоря – на работу чиновников и депутатов) ушло 12% расходов госбюджета. Тогда как на всю систему образования – 11,8%, на охрану здоровья вообще 4%, на охрану окружающей природной среды – 1,2%, а на финансирование сферы ЖКХ – 0,3% расходов. Справедливо это распределение или нет, эффективно ли расходуются средства – спорить бессмысленно. До тех пор, пока в стране не появится общественная сила, способная влиять на составление бюджета. А пока бюджет расходуется или неэффективно, или эффективно, но в пользу отдельных лиц у власти. Тут бы к месту пришлась другая острота американского актера Артура Годфри, которого почитает наша налоговая администрация: «Я горжусь тем, что плачу налоги в США. Правда, я бы гордился не меньше и за половину суммы».