Впервые после обретения независимости Украина в формате национального павильона была представлена на Венецианской биеннале лишь в 2001 году, но украинские художницы и художницы экспонировались на биеннале современного искусства в рамках советского павильона. К слову, павильон, проект которого создан архитектором Алексеем Щусевым, был построен на пожертвование Богдана Ханенко в 1914 году. Сейчас это павильон России.
За первые 50 лет присутствия советского павильона на Венецианской биеннале украинские художницы были представлены лишь дважды: в 1924 году была показана работа “Венеция” Александры Экстер, а в 1956 году среди экспонируемых работ была показана и картина “Хлеб” Татьяны Яблонской.
Картина “Венеция” была написана Александрой Экстер в 1918 году. В это время она живет на фактически живет на два города — между Киевом и Парижем. В искусстве Экстер заметно влияние европейских авангардистов. Она дружила с многими знаковыми художниками того времени — Арденго Соффичи, Гийомом Аполлинером, Пабло Пикассо, Максом Жакобом, Анри Матиссом; была в хороших отношениях с Александром Архипенко и Давидом Бурлюком. Но вместе с европейскими модернистскими имеями ее захватывало и вдохновляло народное искусство, она часто ездила и преподавала художникам-кустарям, насыщаясь их взглядами на искусство. В этом же году в Киеве художница организовала мастерскую декоративно-прикладного искусства.
На кубофутуристической картине “Венеция” изображена ночная жизнь города. Динамичная композиция создает ощущение карнавала, радости и праздника. Работу Экстер выбрал первый куратор советского павильона Борис Терновец, которому досталась роль “переоткрыть павильон”: с 1924 года он впервые был заявлен как советский, тогда было представлено 97 авторов. Весной 1924 года с фасада здания убрали последние остававшиеся символы предыдущей эпохи, на самом павильоне было написано “СССР”, а на флагштоке на крыше был поднят красный флаг с изображением серпа и молота. После участия в Венецианской биеннале Экстер в СССР не вернулась.
В отличие от панно Экстер, картина “Хлеб” Татьяны Яблонской совершенно о другом. Эта работа стала знаковой как для времени, так и для самой художницы. На сегодняшний день она считается образцом социалистического реализма. Как утверждала сама авторка, своей работой она хотела воспеть труд обычных женщин, которые ежедневно работают в поле. В 1997 году художница говорила: “Картину “Хлеб”, которая принесла мне в своё время известность, и которую многие теперь предают анафеме, писала также с чувством любви и благодарности к замечательным украинским женщинам — труженицам села Летавы! Проработав во время войны в ужасном колхозе, на земле выселенных немцев Поволжья, пережив голод 1946 г., когда за лето не выпало ни одного дождя, я попала в чудесный слаженный коллектив села Летавы. После всего, что я знала о колхозах, меня поразила радостная атмосфера труда. Да и война только что окончилась!.. Горы золотой пшеницы на току меня заворожили”.
Посетив биеннале в Венеции и увидев город, Яблонская осталась влюблена во все, что увидела вокруг. Венеция вдохновляла Яблонскую долгие годы. Многие ее поздние работы посвящены этому городу. Каналы, небольшие улицы, дома наполнены особым светом — особым отношением художницы к этому месту.
Еще одной участницей Венецианской биеннале была Галина Неледва, ее живопись экспонировалась дважды — в 1982 и в 1984 годах. По сути, в 1982 году павильон также претерпел некоторые изменение. Это было связано с тем, что ранее, в 1977 году в рамках параллельной программы прошла выставка советского неофициального искусства, организованная Александром Глейзером и Игорем Голомштоком. Внутри страны разгорелся большой скандал, результатом которого стал отказ СССР участвовать в биеннале. Однако, спустя пять лет ситуация снова изменилась и официальное советское искусство снова было представлено в Венеции. В выставке 1982 года принимали участие 32 автора, а спустя два года — шестеро художников.
Тогда же, 1982 года на биеннале произошли и другие изменения. С тех пор каждая биеннале получало свою тему, а главная выставка выстраивалась вокруг нее.
Еще одной художницей, которая представляла украинское советское искусство на Венецианской биеннале была художница из Одессы Лариса Резун-Звездочетова. Ее картинки, которые имитировали вышивку, вошли в экспозицию выставки “Раушенберг нам — мы Раушенбергу”, показанную также в Aperto. Эти работы, как и работы других авторов, отобрал комиссар советского павильона Владимир Горяинов.
Молодых художников он увидел на одноименной выставке в Москве, после чего у него, по его словам, не осталось сомнения, что должно быть представлено в Венеции. “Я подумал, что это то, что нужно для биеннале. Никаких железных занавесов: вот Раушенберг — вот мы; мы — ему, он — нам (Роберт Раушенберг (1925—2008) — американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма, концептуального искусства и поп-арта). Картина Раушенберга в советском павильоне — это прозвучит. И это действительно прозвучало!”, — комментировал он. Сам Горяинов отмечал, что для него эта биеннале стала последним, хотя его имя можно встретить в описании российского павильона 1993 года, где были показаны работы Ильи Кабакова.
Как уже было отмечено, Украина впервые официально представила свой павильон в 2001 году, тогда среди шести имен художников можно было увидеть и женское имя — в украинской “палатке” были представлены работы Ольги Мелентий.
В следующий раз имена художниц появятся лишь в 2007 году, на 52-й Венецианской биеннале. Организацией павильона занимался PinchukArtCentre. На выставке, которая называлась “Поэма о внутреннем море”, среди прочих были показаны совместные работы Леси Заяц и Александра Гнилицкого.
Украинский павильон 2011 года представляла Оксана Мась. Ее “монументальная” работа “Post-vs-Proto-Renaissance” из яиц представляла собой копию Гентского алтаря ван Эйков.
В 2013 году украинский павильон курировали Александр Соловьев и Виктория Бурлака, их выбор упал на трех молодых авторов, среди которых было имя Жанны Кадыровой. Ее работа “Памятник памятнику” стала центральной в экспозиции.
Кроме того, в рамках параллельной программы и выставки Future Generation Art Prize в том году была представлена работа коллектива художников Р.Э.П. (в состав входили Леся Хоменко, Никита Кадан, Жанна Кадырова, Ксения Гнилицкая, Лада Наконечная и Владимир Кузнецов).
Национальный украинский павильон в 2015 тоже был организован и прокурирован PinchukArtCentre. На выставке “Hope!”, расположенной в специально построенном стеклянном павильоне на набережной были показаны работы шести авторов, среди которых — Жанна Кадырова, Евгения Белорусец и Анна Звягинцева.
К слову, работа Анны Звягинцевой “Декларация намерения и сомнения” будет показана в этом году на выставке Future Generation Art Prize, которая проходит в рамках параллельной программы Венецианской биеннале.
О том, какие работы Жанны Кадыровой и в каком контексте представлены в основном проекте Венецианской биеннале в этом году, LB.ua расскажет чуть позже.
PS. Перелистывая историю украинского представительства на Венецианской биеннале, нельзя сказать, что художницы не были представлены в рамках национального павильона и/или за его пределами. Но такое “женское” представительно и нельзя назвать полным и всеобъемлющим. В мае выходит книга “Чому в українському мистецтві є великі художниці”. Её также нельзя назвать полным ответом на вопрос о месте художниц в художественном мире, но она пересматривает историю украинского искусства с начала ХХ века до сегодняшнего дня, расставляя в нем новые акценты, фокусируя внимание на возможностях, развитии и свободе творчества.
Исправление, 13 мая: Удален абзац о работе Игоря и Светланы Копыстянских, представленной в Венеции в 1988 году. Художник Игорь Копыстянский утверждает, что он создал работы, выставленные на биеннале, сам, без участия супруги.