Арлет (имя, данное при рождении) Варда родилась 30 мая 1928 года в Брюсселе в семье француженки и греческого беженца. Варда училась в Сорбонне, где изучала психологию и литературу, а историю искусств – в Школе Лувра. Вначале она планировала быть музейным куратором, но страсть к фотографии изменила ее жизнь. Окончив специальные курсы, она стремительно сделала себе репутацию прекрасного фотографа, заняв должность официального фотографа Театрального фестиваля в Авиньоне и Национального народного театра. Чуть позже она стала фотожурналистом, а потом – и режиссером.
В 1954 году так сложилось, что смертельно больной приятель попросил посетить ее его родные места – французскую деревушку Пуэнт-Курт. Варда поехала туда, как фотограф, но настолько увлеклась, что решила снять фильм о паре влюбленных, пытающихся наладить отношения в этом рыбацком поселке. Этот художественный фильм так и назывался – «Пуэнт-Курт» и стал предтечей французской новой волны. Варда сняла в картине только двух профессиональных актеров, остальные роли сыграли реальные жители деревни, что привнесло в фильм дух неореализма. После дебюта прием сочетания документального и художественного стал для нее привычным.
Самый известный фильм Аньес Варды – второй по счету – вышел в 1961 году. «Клео от 5 до 7» рассказывает о двух часах из жизни молодой парижской певицы, которая ждет из поликлиники результатов анализов на предмет того, есть ли у нее раковое заболевание. Варда использовала в этой картине революционный прием – главная героиня по имени Клео как бы в реальном времени проживает эти два часа, гуляя по городу, встречаясь с подругой, а также знакомясь с молодым солдатом, который и провожает ее до больницы. Кроме того, картина получилась отчетливо феминистской с экзистенциальным оттенком, задавая зрителям вопросы о смерти, одиночестве, отчаянии.
После «Клео» Варда продолжила изыскания на тему женского отчаяния, и сняла фильм «Счастье» (1966). Главный герой, плотник по имени Франсуа, страстно любит свою жену и двух маленьких детей. Но однажды он встречает работницу почты Эмили, с которой начинает роман. Отношения с Эмили наполняют Франсуа ощущением нового счастья, чем он делится со своей женой Терезой. Не выдержав такого удара, Тереза кончает жизнь самоубийством. Франсуа не долго печалится и возвращается к Эмили, знакомит ее с детьми, и теперь любовница занимает место жены.
Фильм получил гран-при на 15-м Берлинском кинофестивале, показав, каким перверсивным может быть человеческое счастье. Картина, на первый взгляд, довольно проста и сентиментальна, героев как будто и не в чем упрекнуть, их жизнь наполнена любовью и светом. Но фильм оставляет тяжелый осадок, молчаливо намекая о моральности мужских поступков, совершенных в порыве незатейливой непосредственности. Но среди критики существует и другое мнение: Франсуа, так легко пережив смерть жены, избавил себя и детей от страданий. В любом случае, первый цветной фильм Варды задает больше вопросов, чем дает ответов, и до сих пор смотрится свежо и актуально.
В 70-е и начале 80-х Варда снимает более социальные ленты, одна из которых – «Без крыши, вне закона» (1984) – принесла ей Венецианского «Золотого льва». Фильм рассказывает о бродяжке Моне, которую играет Сандрин Боннер (актриса удостоилась за эту роль премии «Сезар»). У фильма по-настоящему тяжелый сюжет, который повествует о последних днях жизни Моны, которая променяла благополучную жизнь секретарши на свободу хиппи. Но алкоголь, отсутствие дома и постоянной работы, а также дурные связи постепенно разрушают жизнь Моны, и ее, как Лору Палмер, находят мертвую и замерзшую в винограднике. Фильм Варды говорит о желании человека быть свободным от условностей общества, но также и предупреждает о трагичности такого выбора.
Аньес Варда также исследует женскую чувственность в фильме «Мастер кунг-фу» (1988), который рассказывает о любви взрослой женщины к 14-летнему мальчику. Джейн Биркин играет в картине мать-одиночку (при этом ее настоящие дочери Шарлотта Генсбур и Лу Дуайон играют ее дочерей), англичанку Мари-Джейн, живущую в Париже. Она знакомится с приятелем своей дочери, Жульеном (которого играет сын Аньес Варды Матье), подростком, который выпил лишнего на дне рождении. Вначале в сердце Мари-Джейн рождается жалость и интерес, а позже и настоящая любовь к Жульену, как к взрослому мужчине. Мальчик тоже в нее влюбляется, и они даже проводят вместе время на уединенном острове, но затем родители и школа разлучают их. «Мастер кунг-фу» - один из самых странных фильмов о любви, которые были когда-либо сняты, «Лолита» наоборот, вывернутая гендером наизнанку.
Своеобразным финалом семейной жизни Аньес Варды стал фильм «Жако из Нанта», посвященный ее мужу Жаку Деми, умершему в 1991 году. В картине она рассказывает о детстве и взрослой жизни Жака, режиссерских аспектах его работы, включая документальную хронику из жизни Нанта, а также фильмов Деми. Кроме того, Варда продолжает свои размышления о смерти, отдавая дань памяти своему мужу. Позже вышел ее документальный фильм – «Вселенная Жака Деми».
В 2000-е Варда много снимает документальных картин. Одна из важных – «Собиратели и собирательница». Режиссерка как-то рассказала в интервью, что к созданию этой ленты ее натолкнули мысли об обществе потребления и «неправильной картошке» (картошку неправильной формы во Франции отсортировывают и выбрасывают).
Варда однажды увидела картошку в форме сердца и поняла, что судьба этого корнеплода – оказаться среди мусора. Так у нее созрели мысли о нетерпимости, которое господствует в обществе.
Аньес Варда говорит, что она никогда не пыталась критиковать буржуазный образ жизни, но критиковала всю цивилизацию с ее отбраковкой ненужного материала. Всю жизнь она очень внимательно относилась к актерам, считая, что залог успеха фильма – именно в их работе, и что зритель в итоге должен аплодировать не режиссеру, а актерам, прожившим на экране жизнь. Что же касается кинематографического стиля Варды, то он очень близок экспериментальному подходу и таким режиссерам, как Ален Рене, Ален Роб-Грийе и Маргерит Дюрас. К примеру, ее фильм «Создания» (1966) – ярко выраженная смесь эксперимента и «новой волны». В картине муж с женой попадают в аварию, после чего жена (Катрин Денев) становится немой. Муж (Мишель Пикколи) пишет роман «Создания» и знакомится со странным соседом, для которого все окружающие – лишь подопытный материал. Фильм по своему настроению и структуре похож на «В прошлом году в Мариенбаде» Рене.
И хотя Варду обычно относят к «новой волне», точнее будет сказать, что она принадлежит к когорте режиссеров Левого берега. В это движение входили вышеперечисленные режиссеры, большое внимание в своем творчестве уделявшие связи с литературой и пластическими искусствами, а также интересу к левой политике. Последний на сегодняшний день фильм Варды – «Лица, деревни», представленный в этом году на Каннском кинофестивале. В нем она рассказывает о молодом художнике JR, который стал не только объектом исследования, но и своеобразным соавтором фильма.
Очень важно, что Аньес Варда, стремясь быть экспериментатором в кино, никогда не забывала о женской тематике. Когда она начинала, она была одной из трех женщин-режиссеров во Франции. Сейчас там четверть всех режиссеров – женщины, и Варда по-прежнему горда быть одной из них. Из режиссеров «новой волны» остались живы только Жан-Люк Годар (получивший почетный «Оскар» в 2010 году) и Аньес Варда. И если о первом снимают байопики при жизни, то Варда пока такой чести не удостоилась. Зато в 2008 году она сама сняла автобиографический документальный фильм «Побережья Аньес», после которого благодарные зрители говорили ей, что тоже хотят побыстрее состариться. Но разве Аньес состарилась? Нет, она просто обрела опыт.