Как вам пришла идея создания этого фильма?
Около десяти лет назад я услышал по радио выступление невероятной оперной певицы, которая исполняла арию Королевы ночи Моцарта, и делала это абсолютно мимо нот. Запись скрипела: она была старая и загадочная, как будто бы из ниоткуда.
А кто пел?
Я выяснил, что певицу звали Флоренс Фостер Дженкинс, она жила в США в сороковых годах. Флоренс была очень богатой женщиной, любившей музыку и оперу, но при этом не имела ни малейшего понятия о том, насколько плох ее голос. Она привыкла выступать перед одними и теми же людьми в узком кругу знакомых, и никто не посмел сказать ей, что она не попадает в ноты.
Выходит, что люди, окружавшие Флоренс, – либо лицемеры, либо просто были заинтересованы в ее деньгах. А может быть, они просто трусы. Это удивительная история, рассказывающая в том числе и о жестокой стороне человеческой природы, которую я хотел исследовать.
У вас есть ощущение, что вы сняли комедию?
Есть что-то невероятно смешное в том, как Маргарита поет известные оперные арии – она делает это из рук вон плохо, но c обезоруживающей прямотой – еще и перед всеми этими циниками.
Но фильм – это, в первую очередь, история любви между мужчиной и женщиной, которые пытаются продолжать любить друг друга.
Поэтому да, я надеюсь, что люди будут смеяться над приключениями Маргариты, но я также надеюсь, что между смешками зрители увидят, что самое важное в жизни – это любовь и смерть. Трагическим образом Маргарита умирает на руках у любимого, который полюбил ее слишком поздно. Совсем как в опере. Эта трагедия и есть тот элемент, который не дает фильму быть простой мелодрамой или комедией.
Вы взяли на роль Маргариты Катрин Фро, которая вообще редко играла подобных героинь.
Я хотел подтолкнуть ее к тому, чтобы она превзошла себя как актриса, чтобы она отпустила себя в эмоциональных и иногда довольно спонтанных сценах. Потому что “Маргарита” – это портрет женщины в очень хрупкий период ее жизни.
Во время съемок Катрин часто импровизировала и предлагала что-то для своей героини, а еще предлагала мне упростить мои требования. Она знает, что важная часть кинематографа творится актерами – их телами, движениями и присутствием.
Несколько ее сцен в фильме до сих пор меня трогают: например, когда Маргарита узнает, что муж изменял ей на протяжении многих лет. Я думаю, что Катрин очень хорошо сыграла Маргариту. И еще, есть что-то невероятно трогательное в том, как Картин нашла баланс между двумя противоположностями – смехом и серьезными эмоциями.
После того, как вы выбрали Катрин, стали подбирать других актеров?
Андре Маркон, который играет мужа Маргариты, – невероятно талантливый актер, и я был рад предложить ему роль. Он привнес силу в свою роль, несмотря на то, что играет человека, который в первой половине картины ведет себя как трус, слабак и лжец. У него есть некая пленительная аура – глубокий и сложный голос и внешний вид – надо сказать, Андре выглядет очень бравым в своем пальто из медвежьей шкуры. А его выражение лица подсказывает, какие эмоции его герой испытывает на самом деле.
В этом – одна из ангельских сил Маргариты: заставлять людей быть самими собой, спасать их жизни от лжи, жертвуя при этом своей собственной.
А разве муж Маргариты – не ее главный “поклонник”, тот, ради кого она все это делает?
Для того, чтобы соорудить сеть из обмана, нужно больше одного человека. Роль ее мужа очень сильна в кинематографическом плане, потому что заставляет зрителя мыслить в его же безумной логике. Я думаю, что одна из главных тем фильма – манипулирование словами и образами – касается не только сюжета, но и современного мира, в котором мы живем. Возьмите, к примеру, иллюзию рекламы, политическую ложь, образы, которыми нас бомбардируют в нашем одержимом знаменитостями обществе… Вот почему я и написал эту роль, почему я хотел исследовать его проблемные отношения с реальностью, его понимание истины.
В конце концов, Маргарита добивается совместного фото с мужем – на нем она предстает в образе Дивы, в ее собственном придуманном мире.
Что вас сподвигло взять на роль Мишеля Фо (сыграл в “Маргарите” престарелого оперного певца, который берется учить главную героиню вокалу – прим.ред)?
Я написал для него роль, когда у меня из головы не шел его голос. Будь это его шоу “Recital Emphatique” или постановки Гитри или Монтерлана, я всегда уважал и любил его чувство свободы и его масштаб как исполнителя. Редко, когда я получал так много удовольствия от создания персонажа для актера.
Атос Пеццини (оммаж моим корсиканским корням) – неприятный и при этом привлекательный персонаж, именно потому что Мишелю удалось найти способ сделать его сложным и непредсказуемым. После прослушивания в замке, когда он едет в машине с Мадельбосом, он так произносит фразу “В моем доме, в Булони”, что зритель ощущает, насколько одиноко это странное и декадентское создание.
В фильме еще есть несколько второстепенных ролей, которые немного сбивают с толку.
Роль водителя и фотографа Мадельбоса сыграл Дени Мпунга, бельгийский актер, которому я хочу выразить отдельную благодарность за то, что он придал невероятную глубину персонажу, который, в основном, только слушает и наблюдает. Маргарита – его муза, и их связывает нечто очень волнующее. Он – именно тот персонаж, который приведет Маргариту к ее судьбе.
Кроме того, Мадельбос поднимает вопрос о значении творчества. Он поддерживает образ жизни своей музы тем, что ведет ее к смерти, достойной героини оперы, которой она всегда хотела быть. Я не уверен, убивает ли он ее или спасает, но в любом случае, он делает свой вклад в их общий “шедевр”.
Что касается Кристы Тере, Сильвена Дьюеда, Обера Фенуя, Софии Лебутт (женщина с бородой) и других – они работают как оркестр вокруг Катрин. Я уверен, что хороший актерский состав – это тот, который состоит в том числе из актеров, которые редко или вообще никогда не попадали на большой экран. Роли второго плана придают фильму правдоподобности, и я хотел, чтобы они все были сильные и преподносили сюрпризы.
Как вы выбирали музыку?
Во-первых, в фильме присутствует репертуар Маргариты, состоящий из великих оперных арий для сопрано – “Casta Diva” из оперы “Норма” Беллини, например. Это все – очень сложные технически вещи, которые Маргарита очевидным образом не может хорошо спеть.
Но я хотел, чтобы фильм в том числе был завершенным музыкальным опытом, который отражал бы мои вкусы и которым я бы хотел поделиться с людьми. Там есть барокковые вещи от Вивальди до Перселла; джаз, произведения Пуленка и Онеггера, австралийское диджериду и индийская музыка; пианино, по которому бьют топором, и которое сопровождает акапельное исполнение Баха или Моцарта группой Swingle Singers; “Король Артур” Перселла в оркестровке Майкла Наймана; крики павлина и взрывающиеся моторы; и, в конце концов, необычный голос Маргариты, в котором, как в черной дыре, пропадают все эти звуки. Или сходятся воедино. Я даже не знаю, что именно.
Как вы придумали голос Маргариты?
Катрин долго работала с учитилем, чтобы воспроизвести правильные жесты и мимику настоящей оперной певицы. И хоть она поет не по нотам, Маргарита действительно много работает и ее усилия не остаются незамеченными в фильме. Проблема была в том, что у Катрин, на самом деле, прекрасный голос – она долгое время брала уроки пения. Но мне было нужно нечто спонтанное и неблагозвучное, чтобы оно было одновременно смешным и трогательным. Этого было очень сложно достичь.
Иногда нам приходилось озвучивать Катрин, чтобы она не повредила свои голосовые связки. Поэтому голос Маргариты нам одожила реальная певица – и мы долго работали над тем, чтобы в каждом попадании мимо ноты была определенная эмоция и юмор. И я, и звукорежиссеры сделали все возможное, чтобы у зрителя не было ни малейшего сомнения в том, что они слышат именно голос Маргариты. Я хотел, чтобы это было небольшим секретом: ее это голос или нет.
Вы часто употребляете слова из музыкальной терминологии, чтобы описать свой фильм.
Мне кажется, что самая важная вещь и в жизни, и в музыке, и в кино – это гармония и диссонанс между жизнью, о которой мы мечтаем, и реальной жизнью. В каждом своем фильме я хочу добраться до сути выбранных мною тем и сохранить соотношение между драматическими сценами и визуальными паузами при монтаже. Этот фильм я хотел закончить глазом, взглядом.
Все, что мне нужно, чтобы рассказать мою историю – это кинематограф, а Маргарите для этого нужна музыка. Я посвятил свою жизнь кино, и с каждым фильмом, который я снимаю, я, как и мои герои, чувствую тревогу. Страх реальности – это чувство, которое одновременно завораживает и ускользает от меня. Я знаю, что это определяет мою режиссерскую работу: желание использовать иллюзионистские техники кинематографа и обнаружить истинную природу человека в каждом своем персонаже.
По материалам RENDEZ VOUS. LB.ua благодарит компанию “Артхаус Трафик” за предсотавление текста интервью.