ГлавнаяКультура

ОМКФ-2016. Большие премьеры и маленькие сенсации

В этом году Одесский кинофестиваль решил долго не раскачиваться, а сразу впрыгнуть в пучину премьер и интересного кино. Стартовал киносмотр 15 июля в Оперном театре, и уже за два минувших дня киноманы успели сделать ставки на победу в основном конкурсе фильма “Людоеды”, поспорить о новом кино Альмодовара и Вуди Аллена, повскрикивать “Да ладно!” в финале “Неонового демона” и многое другое.

Церемония открытия ОМКФ-2016
Фото: ОМКФ
Церемония открытия ОМКФ-2016

В связи с возвращением церемонии открытия ОМКФ в Оперный театр организаторы подобрали более чем подходящий фильм для того, чтобы дать старт киносмотру.

Трагикомедия Ксавье Джанноли “Маргарита” повествует о баронессе Маргарите Дюмон, которая занимается оперным пением. Часами она слушает записи выдающихся оперных див, тренируется сама и даже дает закрытые концерты для узкого круга друзей. Все это тянется так давно, что никто уже не может набраться смелости и признаться Маргарите: поет она отвратительно.

Муж Маргариты не находит себе места между чувством стыда и волнения за супругу. Между тем, ходит к любовнице, не замечая, что единственная причина, по которой Маргарита так вдохновенно занимается пением, – это попытка обратить на себя его внимание.

Первая половина фильма – добротная драма, где центральный персонаж обрамлен множеством второстепенных, но не менее интересных героев. Придавленный тяготами собственной экзистенции критик (которого, естественно, показывают потом в опиумной курильне – как никак, 1920 год); эксцентричный художник, поклонник дадаизма, который считает, что Маргарита – не бездарность, а артистка, подрывающая устои классического искусства; влюбленный в Маргариту верный слуга, фотографирующий ее в образах оперных див и, как никто другой, служащий ее желанию петь на сцене; и так далее.

Кадр из фильма "Маргарита"
Фото: ОМКФ
Кадр из фильма "Маргарита"

Ко второй половине “Маргарита” начинает продавливаться под весом этих персонажей. Все-таки, центральный герой вынесен в название и ожидаемо, что никто со второго плана не будет забирать на себя внимание зрителей. Джанноли замесил хорошее тесто, но, кажется, не смог ничего толком из него слепить – определиться с тем, что именно он поставит в духовку, ему не удалось. Мелодрама о недопонимании в семье? Критика системы оценивания искусства? Трагедия о разрыве между реальностью и вымышленным миром, в который окунула себя героиня? Джанноли хочет сделать все одновременно, и немножко больше.

Фильм, к слову, совсем скоро выходит в украинский прокат – с 28 июля.

Второй большой премьерой ОМКФ стала “Светская жизнь” Вуди Аллена (Café Society в оригинале), которая тоже вскоре окажется на широких экранах.

Как отметил мой коллега-критик, бессмысленно спрашивать “как тебе новый Вуди Аллен?”. Мизантроп номер 1 снимает по фильму каждые два года, и выход его новых картин – как восход и заход солнца – события неизбежные. В случае с предыдущим фильмом, “Иррациональный человек”, неизбежность подразумевается в плохом смысле, в случае со “Светской жизнью” – пожалуй, в хорошем. В ней вы найдете бесконечное количество самоповторов, наслушаетесь джаза и насмотритесь на невротиков разных мастей.

Кадр из фильма "Светская жизнь"
Кадр из фильма "Светская жизнь"

Собственно, главный герой фильма – молодой парень Бобби, приехавший из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, – типичный вудиалленовский герой. Наконец-то манера Джесси Айзенберга двигаться и говорить стала не просто отличительной особенностью актера, по которой его можно узнать в разных фильмах, но и естественной чертой его героя. Собственно, его Бобби – это и есть главная причина посмотреть “Светскую жизнь”. Кроме критики самой светской жизни, предлагающей жестокий выбор между деньгами и сохранением собственной души, Вуди Аллен рассказывает очень трогательную историю своего героя. Он влюбляется, страдает, разочаровывается, превращается в своего дядю и обратно – и за этими метаморфозами, что самое важное, очень нескучно наблюдать.

“Светская жизнь” выйдет в украинский прокат уже на этой неделе – 21 июля.

Полная противоположность громким премьерам – внеконкурсный показ фильма “Мимозы”, победившего в конкурсе “Неделя критики” на Каннском кинофестивале в этом году. Марокканский режиссер Оливер Лаксе снял фильм-сон о том, как караван перевозит через горы тело умершего шейха. На помощь путникам приходит Шакиб – не то юродивый, не то пришелец из другого, параллельного мира.

Магнетическое кино, религиозный вестерн, роуд-муви вполне в стиле “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” – прекрасный фильм, который вряд ли доберется до украинского проката, но вполне может быть показан, например, в конкурсе “Молодости”.

Кадр из фильма "Мимозы"
Фото: ОМКФ
Кадр из фильма "Мимозы"

Важной для Одессы премьерой стал документальный фильм “Олег и редкие виды искусстваАндреса Дуке – портрет культового композитора Олега Каравайчука. Каравайчук написал музыку к фильмам Киры Муратовой “Короткие встречи” и “Долгие проводы” и к множеству фильмов других режиссеров. Сама Кира Георгиевна тоже была на показе, к слову.

И хоть Каравайчук – удивительный человек и уникальный художник, режиссеру не удалось склеить фильм из отснятого за год материала. Дуке сам признался, что Каравайчук не хотел, чтобы его снимали, но в итоге под натиском режиссера сдался. Это последние видео композитора – всего месяц назад он скончался – и они, безусловно, заслуживают внимания исследователей творчества Каравайчука. Но на участие в документальном конкурсе “Олег и редкие виды искусства” не тянет попросту потому, что Дуке не удалось сшить свой материал собственной идеей и замыслом.

Фильм хорошо начинается, и в нем есть пара определенно достойных моментов, но не все они могут быть зачислены на счет документалиста – скорее, на счет его героя.

Кадр из фильма "Олег и редкие виды искусства"
Фото: ОМКФ
Кадр из фильма "Олег и редкие виды искусства"

Впрочем, свой вердикт фильму Андреса Дуке вынесет жюри конкурса европейских документальных фильмов – Марина Разбежкина, Геннадий Кофман и Рада Шешич.

Отдельной глыбой в ансамбле внеконкурсных премьер стоит “Неоновый демон” датчанина Николаса Виндинга Рефна, показанный вчера в забитом донельзя Фестивальном дворце. Фильм тоже скоро выйдет в украинский прокат – ждите ожесточенных споров. Подробнее мы напишем о “Демоне” попозже – уж больно хочется его позащищать, – а пока что лишь скажем, что это, как и предыдущий фильм Рефна, – очень личное кино, тщательно замаскированное под ядреный нуар с элементами мистики. Привет от Ходоровски и Гаспара Ноэ прилагается, но и без них фильм прекрасен.

Тем временем на ОМКФ стартует украинский кинорынок, полным ходом начинаются показы национального конкурса – как полнометражного, так и короткометражного, и все ждут грозы. Гроза, приди.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram