Какие концерты обязательно нужно посетить на третьем фестивале Alfa Jazz Fest?
Алексей: Все до одного. Мы старались cделать так, чтобы концерты не пересекались, и у людей было время не добежать, а дойти до следующего концерта.
Но будет несколько накладок в пятницу и в субботу (14, 15 июня — ред.): людям с концерта на площади Рынок, чтобы попасть на следующий концерт в парке, придется не дослушать полчаса. Или опоздать.
В Киеве, мне кажется, это сделать было бы невозможно, а Львов - совсем другой город. Он компактен.
С какими сложностями вы столкнулись в процессе подготовки к третьему Alfa Jazz Fest?
Алексей: Я всегда говорю: по завершению любого фестиваля у организаторов должно быть десять пунктов того, что надо сделать в следующем году лучше. Это первый постулат. Второй постулат, который работает на Alfa Jazz Fest - если фестиваль традиционный (а третий фестиваль уже можно назвать традиционным), - к следующему фестивалю ты начинаешь готовиться через сутки после окончания предыдущего, иначе - ты опаздываешь ровно на сутки.
А еще мы поняли, что что с большими артистами лучше договариваться заранее – работать спокойнее.
Наталья: Ради Бобби Макферрина в этом году нам, кстати, пришлось сдвинуть даты.
Алексей: В прошлом году мы были привязаны к проведению "Евро-2012", а в этом поняли, что лучше фестиваль сделать чуть позже, потому что больше артистов появляется в Европе в череде европейских фестивалей.
Получается привозить тех, о ком мечтаете?
Алексей: Да, но очень печально, что поколение великих мастеров уходит. Так, я с ужасом прочитал сообщение: умер Молгрю Миллер, пианист Рона Картера. 57 лет, обширный инсульт. А ведь он выступал на Alfa Jazz Fest в позапрошлом году. Светлая память.
Я, например, уже практически расстался со своей идеей фикс пригласить в Украину Тутса Тилеманса. Несмотря на то, что ему сейчас 90 и он еще играет, смотреть на это уже, мягко говоря, тяжело. Хотя он был, есть и останется моим любимым музыкантом, которого очень хотелось бы привезти сюда.
Я очень рад, что таких звезд может видеть Украина и украинский зритель. Да, я могу сесть в самолет, улететь куда угодно и посмотреть любой концерт. Но вы не представляете, какое это счастье, когда ты стоишь за кулисами во Львове, смотришь на Рона Картера или на Джона Скофилда и думаешь: "Господи, десять лет назад я ездил за ними на край света. Я не знал где остановиться, у меня не было денег, чтобы купить билеты, а тут — пожалуйста. Вот они все тут, у тебя дома". Это счастье большое.
Наталья: Идея же как раз в том, что есть возможность увидеть и услышать такую концентрацию музыкантов в течение нескольких дней в одном месте. У нас будет более 100 музыкантов в целом. Они ходят по улицам, вечером - они в ночных клубах. Это специальная атмосфера. Ради этого ездят на фестивали.
Алексей: Кто-то написал на страничке Alfa Jazz Fest в Facebook: "Если бы кто-то мне сказал об этом пять лет назад, я бы подумал, что у меня белая горячка. Я иду по Львову, а на встречу мне с бутылкой минеральной воды - Джон Скофилд".
Наталья: Важно сделать все на высоком уровне. Если гримерка для музыканта — то только лучшая. Если встретить — то только согласно всем требованиям. Конечно, они сначала с осторожностью... Что за фестиваль? Где это в Украине? Что за Львов? Как туда вообще добираться? Они только прилетают и все чуть ли не с самолета: "А покажите мне, где я буду выступать".
Не возникало сложностей с артистами?
Алексей: Наличие музыкантов такого уровня свидетельствует об уровне фестиваля. Мы стараемся делать все. На второй год своего существования фестиваль попал в реестр наиболее влиятельных европейских фестивалей.
Когда видят нашу сцену музыканты, они спрашивают: "Это что, разбирается и собирается? А как такое может быть?"
Когда наши звезды выходят на саундчек, то первое что делают — становятся спиной к пустому залу и просят их сфотографировать.
А как здорово, когда звезды благодарят украинских звукорежиссеров. И когда звезда идет через зал и пожимает руки обычных техникам, бэклайнерам, и говорят: "Спасибо, это был хороший звук".
Интересно, иногда даже возникают неловкие ситуации, когда нас упрекают: "Как это так, что мы не работаем на вашем фестивале? Он играет, а мы нет!". Но фестиваль же не резиновый. А обиды настоящие. Уже есть целый список обиженных.
Украинские музыканты обижаются, хотя в этом году у нас восемь украинских коллективов (в прошлом году их было шесть — ред.).
Алексей, не мешает ли проведение Alfa Jazz Fest другому тематическому фестивалю "Jazz in Kiev", организатором которого вы являетесь?
Алексей: Да, у нас есть фестиваль "Jazz in Kiev". Иногда люди говорят мне: "Ну что ты гонишь всех на Львов, кого ты на Киев оставишь?"
Я говорю: "Люди, да мне лучше, чтобы Макферрина посмотрели десять тыс. человек, чем здесь в Октябрьском Дворце две тыс.. Тем более, что в Киеве он уже был. Это все одна моя страна. Если на украинской музыкальной карте появляется еще одно место, где можно послушать джаз — стоит расценивать это только как самое большое достижение".
Наталья: У нас очень демократичные цены на билеты. От 200 грн до 800 грн. (средняя цена — 300 грн). Только представьте за 200 грн купить билет, где первое отделение, Чарли Хейден, а второе - Бобби Макферрин….
Мы когда согласовывали формат фестиваля с Консультационным советом, обсуждалась идея сделать все бесплатно, но решили, что это тоже неправильно. Пусть цена будет символическая, но люди должны заранее подумать, купить, спланировать и оценить свою инвестицию и временную, и финансовую. Если все бесплатно, это зачастую нивелирует саму ценность.
Алексей: Хотя, конечно, говорят, что для "пересічного українця найкраща ціна, то 0 грн...".
Мое субъективное мнение - фестиваль может быть бесплатным только в одном случае: если единоличный спонсор фестиваля - это мэрия города. Так как это происходит в Варшаве, например.
Насколько я знаю, то в подготовке к фестивалю вам помогают волонтеры.
Наталья: Наши волонтеры — это интересное явление. Большинство из них сотрудники банка (Альфа-банка — ред. Напомним, Alfa Jazz Fest проходит под его патронатом). Мы решили использовать на фестивале опыт волонтерства. Если вы заметили, то на входе ребята проверяют билеты, в городе раздают информацию в футболках "Я знаю все про фестиваль". У нас в этом году конкурс три человека на место. Мы набираем до 100 человек в помощь. Вот Алексею в команду мы даем самых смышленых ребят...
Они заполняют анкету и отвечают на вопросы: "Почему хочу быть". Обязательное условие — это знание языка. Также необходимо изучить материалы про Львов, чтобы можно было провести небольшую экскурсию и что-то рассказать. Знать немножко о музыке, о тех музыкантах, которые будут выступать...
Мы не платим волонтерам. Они за свой счет берут отпуск, сами приезжают.
Алексей: Я хотел бы обратить внимание на другие вещи, которые случаются на фестивале, но их не видит никто, кроме организаторов.
Вот пример:
Джон Сколфилд ерзает в такси, когда его везут в аэропорт и вспоминает, что он забыл какие-то таблетки в гостинице. А ему их нужно принять. И когда он видит порыв менеджера вернуться в отель и забрать таблетки он говорит: "Нет, нет". А это звезда, которая может сказать: "Давай, быстро в отель". И человек, который привозит его в аэропорт, быстро садится в машину и едет в отель, находит таблетки и привозит ему в аэропорт, а он еще не успел багаж сдать... Это - хорошее отношение.
А джемы ночные: когда приходят простые музыканты, и звезды превращаются в обычных людей. А вы себе не представляете, какое это счастье для молодого музыканта просто подойти и сказать "Здравствуйте, я играю на контрабасе". Вот, в прошлом году парень приехал с такой же гитарой "Фодера", как у Ришара Бона. (Их делает, кстати, украинский мастер Вадим Медвидь в Нью-Йорке). Он приехал за 900 км во Львов и сидел на этой пресс-конференции, чтобы поставить автограф на гитару и сфотографироваться.
Все это носит неформальный характер.
Вы в этом году пригласили популярную среди слушателей поп-музыки Джамалу...
Алексей: Она способна поставить точку третьего фестиваля и готовит специальную программу.
Я знаю Джамалочку с тех пор, как она была Сузанной Джамаладиновой и пела в квинтете Beauty Band. Уже тогда я видел, что это - амбициозная девочка, причем с амбициями не на ровном месте, которая в ближайшем времени обязательно займется сольной карьерой.
То, что с ней произошло в Юрмале, в принципе, это сказка про Золушку. Пока что, мне кажется, она все равно ребенок, который не зазнался. Это вменяемый человек, у нее вменяемый менеджмент... Ей можно сказать: "Джамала, все это клево в твоей программе, но во Львове ты должна показать то, что ближе к джазовой музыке. Вот тогда ты будешь нам интересна". Мы можем так говорить.
А как возникла идея погрузить Львов в джаз?
Алексей: У Альфа-Банка возникла идея три с половиной года назад. Потом был телефонный звонок. Встреча. Мы познакомились с Наташей.
Что касается музыкальных концертов, то у "Альфа-Банка" супер-репутация. Все концерты, которые делались тогда еще и в России, и в Украине - Тина Тернер, Марк Нопфлер, Мадонна - это все возил “Альфа-Банк”. Поддерживали проект “Вночі” Святослава Вакарчука.
Что вы изменили в этом году на Alfa Jazz Fest?
Наталья: Мы поняли, что на боковых местах не очень хороший обзор, и в этот раз сцену сделали сцену полукруглой. Она будет выступать вперед. Сзади у нас был второй этаж с лаундж-зоной - мы поняли, что это неправильно. Отреагировали на жалобы в Facebook: "Билеты купил, но опять придется слушать любителей бара, которые в прошлом году шумели".
Бары будут отдельно. Благодаря этому мы смогли увеличить количество мест.
Алексей: В этом году в последний день фестиваля не будет платных концертов на большой сцене. В прошлом году мы потеряли публику на концерте Джина Ванелли, хотя зал был полон. Очень многие люди со слезами на глазах шли на вокзал, потому что это было воскресенье.
Львов - это туристический город. Поэтому решили — сцены Потоцких и Рынок работают в воскресенье и помимо целевой публики на концерте останутся и туристы, просто гуляющие в центре города.
У Alfa Jazz Fest еще одна задача - привезти в Украину музыкантов, которых тут еще не было. Авишаи Коэн, не новичок в Украине, но попал в список приглашенных артистов по двум причинам - у него абсолютно новая программа, новое трио, струнный квартет и гобоист. И он действительно любимец публики.
Я считаю, что очень символично, что фестиваль открывает группа из Нового Орлеана Dirty Dozen Brass Band, лидером этой группы является Грегори Дэйвис, директор самого большого open-air джазового в мире - New Orleans Jazz & Heritage Festival.
Мы с ним познакомились в США в 2002 году. И если бы мне кто-то сказал, что мы через 11 лет будем приглашать его в Украину, я бы сказал, что мне нужно к психиатру.
Чарли Хэйден не был ни разу. И это огромный подарок всем его многочисленным фанам.
Очень бы хотелось, чтобы была нормальная погода для проведения концерта на Потоцких. Музыканты-то защищены на сцене, а публика не очень. Тут еще должна быть такая культура... Ее еще нет, потому что фестиваль молодой: когда люди покупают за копейки маленькие табуретки, плащи, зонты... Совершенно комфортно.
Алексей: Вот вам ситуация... Заканчивается концерт прошлогоднего победителя сэра Джона МакЛафлина. Стоят люди с дисками за автографами. Он стоял под проливным дождем 57 минут и подписывал диски, билеты и фото.
Возможно, вы уже сможете назвать музыкантов, которых вы планируете пригласить в следующем году?
Алексей: Хотелось бы привезти Херби Хэнкока. Он "технически" не попал в этом году. Переговоры были, и он был готов ехать. Уже "цыганская почта" сообщила, что на Alfa Jazz все хорошо. Будем надеяться на его приезд в следующем году.
Хотелось бы привезти Кита Джарретта. Это гениальный, но непредсказуемый музыкант, который может все с ног на голову поставить. Есть артисты, с которыми работать тяжелее, чем с другими.
Хотелось бы показать Дайану Кролл. Хотелось бы чтобы были артисты, как я говорю "для солдата, для матроса". Красивая женщина — раз, шикарная вокалистка — два, грамотная пианистка – три. Человек, имя которого работает на афише, и красивое шоу.
Это только несколько примеров. Хочется показать Украине лучших музыкантов.