Сергей, Дима, Егор и Денис
Об LB.ua в музыке
Почему вы решили упомянуть LB.ua в своей песне?
Денис: Меня очень волнует то, что происходит сегодня с украинскими СМИ. Особенно реакция властей на деятельность медиа. Мне захотелось, чтобы в наших текстах присутствовало такое интернет-издание, как LB.ua.
Поэтому мы немного подкорректировали текст песни «Рожден в Украине». Эта песня старая и была написана еще до появления LB.ua в медиа-пространстве — десять лет назад.
Но все же, какой смысл вы вкладывали в слова: "Газету LB нельзя не открыть"?
Денис: Смысл очень конкретный. Современные люди, которые интересуются происходящим вокруг, черпают информацию из Интернета. Для таких граждан интернет-газета LB.ua – один из основных источников информации. Возможно, в какой-то следующей песне появится упоминание телеканала"ТВi”.
Мы не станем исполнять песни о зиме, море, месяце апреле или агитировать ехать отдыхать и крутить попками. Нам это не интересно. К сожалению, в погоне за коньюктурой этим начали страдать некоторые украинские рок-группы, которых я люблю и уважаю. Летом все зарабатывают на территории Крыма, а зимой – на территории салатов оливье и шампанского.
То есть, вы считаете, что общественно-политические песни не могут приносить столько денег, сколько приносят песни о Новом годе и лете?
Денис: Естественно, политика - это не масс-маркет! Вообще, украинцы уже перекормлены политикой. Они и так постоянно смотрят новости, политическую рекламу, агитацию, и не хотят слушать то же самое еще и в песнях.
Единственное, что нас спасает, - это ирония.Для нас поведение властей любого цвета всегда является предметом шуток. То количество косяков, которые они допускают, оставляет мого места для творчества. И мы это место используем, а впереди себя мы несем улыбку и понимание того, что все проходящее, а музыка – вечна.
В наших песнях заложено достаточно много вопросов, которые должны помогать людям задумываться о том, что происходит с ними в повседневной жизни. Политика, президенты, бандиты — это лишь малая толика того, что есть в нашей действительности. Существуют гораздо более важные вещи: одиночество, несчастное самоощущение, поиски счастья. Есть люди, которые занимаются нелюбимым делом, и люди, которых не любят их же друзья и близкие. Это все огромные проблемы совеременного общества.
О политике в музыке
Какова, по-вашему мнению, идеальная схема взаимодействия музыканта, как творческой личности, и музыканта, как гражданина, члена общества.
Денис: Мне очень импонирует позиция нескольких людей. К примеру, Славы Вакарчука.
Помните случай, когда Вакарчук отказался выступать под растяжкой Партии регионов?
Денис: Это гражданская позиция человека, принадлежащего нашему социуму. Я очень ее уважаю. Точно так же, как уважаю позицию "Ляписа Трубецкого", которые принципиально не выступают на корпоративах.
Даже если бы я придерживался каких-то четко выраженных политических взглядов, то на своих концертах не занимался бы агитацией. Музыкой я стараюсь передать людям свои мысли, вопросы и, возможно, какие-то ответы, но ни в коем случае не хотел бы передавать лозунги и утверждения.
Как вы относитесь к тому, что представители творческой интеллигенции идут в политику, украшают собой списки партий?
Денис: Если коротко, то это отвратительно. Что касается меня, то если я и пойду в политику, то отдельной фигурой, а не в составе какой-то партии. Но это случится тогда, когда страна и государство будут более-менее отождествлены. Я обожаю страну Украина и терпеть не могу государство Украина - с его аппаратом, чиновниками, его традициями и принципами, которые устоялись за двадцать лет.
Я так понимаю, вы не первый раз думаете о своем политическом будущем?
Денис: Лет десять-пятнадцать назад, когда я был молодым, то очень хотел попасть куда-то туда, во власть, чтобы что-то в стране улучшить.
А сейчас не стремитесь? Многие стремятся, впадают в ажиотах, кричат, что нужно спасать страну...
Денис: Нужно не мешать стране спасаться самой, это самое главное. Лучший принцип: «Делай, что должен, и будь, что будет!»
Мы на своем месте делаем то, что должны делать. Творим музыку и стараемся меньше философствовать. Работаем над тем, чтобы песни были проще, а слов в тексте - меньше.Чтобыбыло больше души, энергии и честности. Каких-то простых вещей, которые отсылают к корням.
Егор: Сейчас идти в Верховную Раду нет смысла. Что я там делать буду? Подпирать двери? Лучше я пойду туда, где могу что-то сделать — пока что я буду делать музыку.
О музыке в музыке
Расскажите, в какой момент и благодаря чему ваше увлечение музыкой переросло из хобби в профессиональную деятельность.
Денис: Профессиональный музыкант — это человек, которыймузыкой зарабатывает себе на жизнь. Если так подходить к этому вопросу, то мы не профессиональные музыканты. Правда, у Димы и Сережи несколько музыкальных проектов, которые их и кормят. Мы с Егорычем пока отстаем.
Если говорить о профессиональности подхода к музыке, то наш подход профессиональнее подхода некоторых известных групп, у которых музыка - основной вид деятельности. Мы очень много времени уделяем игре, репетициям. Очень серьезно относимся к записи, песням, концепции группы. Над песнями я в буквальном смысле слова пропахал 13 лет.
Есть такое понятие «критическая масса», вот она у нас накопилась. Накопилось количество материала, накопилось количество информационных поводов. Мне кажется, что пришло время для такого перехода — от хобби к профессиональной деятельности.
А за эти 10 с лишним лет много денег пришлось вложить в занятия музыкой?
Денис: Мой основной вид деятельности приносит доход, который позволяет мне содержать себя и свое хобби. Полтора года назад затраты на ежедневное существование группы стали компенсироваться гонорарами за концерты. Я этим очень горжусь.Естественно, все ребята получают какое-то количество денег за то, что тратят свое время на занятия музыкой. Я человек достаточно прагматичный и понимаю, что найти каких-то друзей со двора, которые будут с тобой бесплатно толкать какую-то идею – это путь в никуда.
Какие у вас гонорары за концерт, если не секрет?
Денис: От полутора до трех тысяч гривен.
Егор: Это очень достойный гонорар. Клубы предпочитают работать с кавер-группами, которые исполняют известные хиты. Наш гонорар почти в два раза больше, чем гонорар хорошей кавер-группы, это уже достижение.
Денис: Раньше мы в шутку называли себя «королями андеграунда», нас не крутили на радиостанциях. Сейчас ситуация изменилась - песня "Сказок больше нет" вошла в чарт сводных песен по Украине и заняла 12 место в "Топ-20". Нам очень приятно, что мы какое-то время были между Бумбоксом и Nickelback.
То есть прихода славы вы ждете со дня на день?
Денис: Да бог с ней, со славой. В 32 года я уже этим переболел. Просто хочется заниматься музыкой.
Егор: Хочется играть хорошие концерты на хороших сценах с хорошим звуком.
Денис: А сколько человек будет об этом говорить — тысяча или сто тысяч — не так важно. На самом деле, просто очень хочется донести до людей свои мысли, свое видение мира. Донести в виде эмоций, музыки, нот, слов. Если мы при этом будем известны — придется как-то работать над тем, чтобы вынести эту известность.
Последний вопрос - языковой. Если бы вы пели на украинском, то завоевали бы сердца принципиальной украиноязычной аудитории...
Денис: Я считаю, что человек, который живет в Украине, может любить Украину на любом языке - на русском, на украинском, на французском, на иврите. Мой культурный багаж, мой жизненный опыт таков, что я чувствую русский язык гораздо лучше, чем украинский. Потому большинство моих текстов написаны на русском, и мы будем петь пока что преимущественно на русском. Тем не менее, я люблю украинский язык, у меня есть 10-12 песен на украинском языке, и будут, я надеюсь, еще песни на украинском.
Мне очень приятно, когда во Львове ко мне подходят ребята и говорят, что нашли в наших песнях на русском то, чего они не находили в песнях патриотических групп на украинском. Это очень важно — встретить людей, которые думают с тобой в такт.
P.S. Хочется еще раз сказать спасибо всем нашим друзьям, которые поддерживали LB.ua в трудную минуту, - в том числе и группе «Nеsпроста».