При входе в большой ангар бывшего завода металлоконструкций первое, что видят посетители - музыкальная сцена, на которой украинские камерные оркестры будут исполнять современную музыку - например, композиции Джона Кейджа.
В этом году у музыкальной программы Гогольфеста два направления: дабстеп и эксперименты с классикой. Хэдлайнер дабстеповой части - канадец Venetian Snares, музыка которого завораживает даже если вы не любитель этого жанра.
А вот с хэдлайнером программы “Новой музыки” будет сложнее. Скорее всего, таковой можно назвать пианистку Маргарет Лэнг Тан, многие годы общавшейся и Джоном Кейджем и являющейся одной из лучших исполнительниц его музыки.
Если пройти немного дальше в ангар, открывается большое пространство, выделенное под сцену театральную. Влад Троицкий, директор фестиваля и режиссер театра ДАХ, вместе с актерами показывает эпизод из нового спектакля под названием “Школа нетеатрального искусства”.
Основа спектакля, премьера которого состоится 22 сентября - тексты Шекспира, Питера Брука, Михаила Чехова, Эжена Йонеско, Бориса Юхананова, Клима и других драматургов. “Этот спектакль создан специально под это пространство, - говорит Троицкий. - Это размышление о стране, о театре, о том, что такое театр в нашей жизни”. По мнению режиссера, театр должен играть важную роль в обществе: “Театр - это не только развлечение, это срез общества, это как шут перед королем, который должен говорить правду. Если шута нет, то королевство больно чумой”, - уверен Влад Троицкий.
Троицкий не отрицает политической составляющей постановки: “Прежде всего, этот спектакль - обращение к неравнодушным, чтобы люди ответственно относились к судьбе, своей, своего города, своей страны. Если мы будем все время находиться в унылом состоянии, говорить, что все пропало, и будем надеяться на наших прекрасных политиков, ничего не будет”.
Режиссер отметил, что принцип организации нынешнего фестиваля - это принцип толоки, когда все, кто может и хочет, приходят и помогают организовывать Гогольфест. Троицкий рассказал журналистам, что когда объявили о своем желании делать фестиваль в этом году - это было около месяца назад - он получил неожиданно большой отклик от людей, которые готовы были принять участие в судьбе Гогольфеста.
В принципе, основа театральной программы нынешнего Гогольфеста - спектакли ДАХа: “Эдип. Собачья будка”, “Король Лир” и новая “Школа нетеатрального искусства”, которая, очевидно, является результатом размышлений режиссера и труппы над темой взаимодействия личности и общества, актера и окружающей его действительности. В остальном, театральная программа - эксперименты молодых театров Украины, которым Троицкий просто дал площадку для самовыражения.
Вторая часть заводского ангара отдана под визуальное искусство: тут хозяйничает Павел Гудимов с проектом “Неофольк”, о котором мы уже писали и о котором говорил сам куратор в своем интервью, опубликованном на LB.ua.
Пространство, отданное художникам, действительно впечатляет. Равно как и цель, преследуемая кураторами: обозреть все современное украинское искусство с точки зрения так называемого “неофолька”, с которым отечественные художники готовы себя соотносить.
Отдельные от главного ангара помещения занял кинозал в бывшем цехе, сцена инди-музыки и площадка Лаб-Комбината, прописавшаяся в помещении заводской столовой.
Фото: Макс Левин
Колорит освоенных Гогольфестом территорий напоминает о предыдущей локации фестиваля: киностудии имени Довженко, самой атмосферной частью которой стало здание сгоревшего общежития. Примерно то же ощущение - потерянности во времени и неизбывной тоски - появляется в стенах нового дома для Гогольфеста.
В отличие от фестивалей, проводившихся в Арсенале, новая инкарнация Гогольфеста отдает маргинальностью. Троицкий и его команда забрались на маргинес не только территориальный (новая локация фестиваля, напомним, находится недалеко от станции метро "Выдубичи"), но и содержательный (назовем это так). Другими словами, пока Гогольфест был в центре города, практически в самом его сердце, тот факт, что он вызовет резонанс был практически неоспоримым. Многим не нравилось современное искусство в непосредственной близости от Лавры, многие возмущались, в общем, всех цепляло.
Автор карты: Олесь Гергун, ARTUKRAINE. Полностью карту можно посмотреть на странице в ISSUU.
Теперь же фестиваль находится на Выдубичах, тоже недалеко от “святых мест”, святость которых, впрочем, перебивается автовокзалом и индустриальной зоной. Для того, чтобы добраться до заветного Гогольфеста нужно пройти полосу препятствий, мало приятную для завсегдатаев столичных культурных мероприятий. Выдержит ли такое испытание киевский зритель? Скоро проверим, но чует сердце, что в этот раз до фестиваля смогут добраться только самые стойкие.
Освоение далеко находящихся от центра территорий - обычная практика для европейских городов, но не совсем привычная для украинских. Случаи, когда поселившийся в спальном районе театр с годами превращает округу в культурный центр не только города, но и целого региона, в отечественных реалиях кажется чем-то фантастическим.
Сможет ли Гогольфест за такой маленький срок (фестиваль продлится 9 дней) перетянуть на себя одеяло символического капитала украинской столицы? Вполне возможно, тем более, что Влад Троицкий совсем не считает, что фестиваль отодвинулся на маргинес.
“Это не маргинес. Я принципиально так думаю. Маргинес - это когда люди себя чувствуют париями, объявляют себя бомжами, ненужными и так далее. Я - не бомж. И те люди, которые делают фестиваль, - не бомжи. Эти люди - хозяева этой страны”, - убежден Троицкий.
Убежденность директора Гогольфеста в том, что несмотря на такую отдаленную от привычной культурной жизни столицы локацию, на недостачу финансирования и отсутствие реальной поддержки со стороны муниципалитета (Александр Попов объявлял о том, что будет поддерживать фестиваль, но пока что дальше слов дело не зашло), в его рамках сможет родиться нечто, что можно будет потом назвать “украинским мэйнстримом”, обнадеживает.
В эксклюзивном комментарии LB.ua Троицкий сказал, что не хотел бы ,чтобы Гогольфест превращался в “буржуазный фестиваль, где будут только звезды и красные дорожки”. Он и не превратится - в этом можно быть уверенными. Жаль только, что бывшая площадка фестиваля, Мистецький Арсенал, навсегда закрыта для экспериментов под эгидой Гоголя. С его золотыми лотосами, евроремонтом и неуместным ранжированием гостей на “випов” и не очень, Арсенал кажется безнадежно утерянным для такого фестиваля, как Гогольфест.
Где будет прописан 6-й Гогольфест, раскошелится ли Киев на его достойное финансирование и каким будет лицо украинского мэйнстрима 2013-го - вопросы материального толка. О вечном можно будет задуматься уже в эту пятницу - Гогольфест откроется в 19:00 перформансом театра Дах и показом “Земли” Александра Довженко в сопровождении ДахиБрахи.