ГлавнаяОбществоНаука і релігія

На "Шнобеля-2012" претендуют исследователи усов и "СуперМарио"

Также номинанты Шнобелевки изучали овец-левшей, длину пальцев и картины современных художников

На "Шнобеля-2012" претендуют исследователи усов и "СуперМарио"
Фото: ig-nobel.ru

20 сентября в Гарварде вручат "Шнобелевскую премию" за 2012 год.

Премию будут вручать уже 22 раз - за научные достижения, «которые сначала вызывают смех, а затем заставляют задуматься».

В этом году на премию в области физиологии претендуют Маартен Питерс и Альбрехт Клессенс выяснили, что знание соотношения длин указательного и безымянного пальцев на левой руке девочки никак не поможет вам понять, кто перед вами — обычная школьница, которая ведет малоподвижный образ жизни, или спортсменка мирового класса.

Австралийские ученые выяснили, что растительность на лице может защищать от вредного для кожи УФ-излучения. К сожалению, полностью отказаться от солнцезащитного крема в пользу густых усов не получится, поскольку защиты, которую они дают, явно недостаточно.

Американские ученые из университета штата Монтана изучили, что происходит с голосовым аппаратом человека, играющего на диджериду — духовом музыкальном инструменте аборигенов Австралии, представляющем собой трубку длиной до 150 сантиметров. Для этого они через нос вводили добровольцам эндоскопы, позволившие впервые заснять на видео этот увлекательный процесс.

На Шнобелевку в сфере медицины претендуют ученые университета штата Иллинойс. Они довели, что песня Stayin' Alive группы Bee Gees  помочь остаться в живых. Эксперимент с участием 15 человек показал, что те, кто учится проводить сердечно-легочную реанимацию под эту музыкальную композицию, в дальнейшем тщательнее соблюдают рекомендации по выполнению этой процедуры.

Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) заинтересовались инцидентом, который произошел 5 августа 2011 года. Тогда через кабину пилотов и салон самолета, следовавшего из Висконсина в Джорджию, пролетела летучая мышь. Животное укрылось в туалете самолета, который пришлось посадить, поймать его так и не удалось — мышь вылетела из дверей воздушного судна. Никто из 50 пассажиров и трех членов экипажа не заразился бешенством, однако теоретически такой риск, безусловно, был. Поэтому на случай, если та же самая или другая летучая мышь вновь окажется в пассажирском самолете и будет угрожать находящимся в нем бешенством, CDC подготовили детальные разъяснения.

На премию в области биологии претендует Ли Мюррей. Он заметил, что почти две трети овец при прочих равных условиях предпочитают поворачивать направо. Вместе с коллегами Мюррей провел эксперимент с 309 овцами, каждую из которых приводили в Т-образный лабиринт и следили за тем, в какую сторону она повернет. Выяснилось, что 65,7% животных выбирали правую сторону. Однако уже на следующем повороте почти половина овец «передумали» и повернули налево.

В области психологии и этики Шнобеля может получить профессор Джордж Мазер. Ученый решил выяснить, способна ли публика определять правильное положение абстрактной картины. Мазер попросил 18 студентов определить, в правильном ли положении находятся 40 картин современных художников. Участники эксперимента в среднем выбирали правильное положение полотна лишь в 48% случаев, что, тем не менее, значительно выше, чем вероятность случайного правильного ответа — 25%.

Американский психиатр Кеннет Кендлер и его коллега Питер Захар сравнили два события в мире классификации: исключение Плутона из числа планет и гомосексуальности — из класса психических расстройств. Ученые указывают, что процесс обсуждения проблемы, принятия решения и последующих дискуссий в обоих случаях был очень схожим.

В других номинациях представлены: химиик Бернд Лоттермозер, Эвальд Шнуг и Сильвия Ханеклаус. Они показали, что кола может служить отличной заменой дорогих реагентов, необходимых для определения наличия урана в отработанных породах шахт, в отвалах и в почве. Лучше всего для этих целей подходит диетическая кола.

Математик Алан Гуо и его коллеги раз и навсегда установили, что Super Mario Bros и Donkey Kong, в отличие от некоторых других игровых хитов от Nintendo, сложные. Речь, правда, идет о математическом понятии NP-сложности.