ГлавнаяКультура
Спецтема
Ничейный малыш

Ставка на семью

LB.ua продолжает серию публикаций в рамках спецпроекта «Ничейный малыш», посвященного помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки. В этот раз мы отправились в детский дом семейного типа в городе Щорс Черниговской области – к семье Куценко. Этот материал – о людях, сделавших помощь сиротам делом своей жизни.

Ставка на семью
Фото: Макс Левин

Еще на пороге дома мы забываем, что находимся в маленьком райцентре Черниговской области. Жизнь тут бурлит так, что могут позавидовать столичные жители: дети участвуют в конкурсах, много путешествуют, бывают за границей. «Проходите аккуратно, тут у нас работы на выставку сушатся - в Германию повезем. Кстати, всех детей вы не застали – младшенькие укатили в Америку, в Калифорнии отдыхают. А старшие в лагере, на речке. Ну ничего, у нас есть фильм о нашей семье, вы сейчас всех увидите», - встречают корреспондентов LB.ua Оксана и Павел.

Фото: Макс Левин

Сейчас в семье Куценко 11 детей: есть и родные, и приемные. Кто-то еще ходит в детсад, кто-то – в школу, а кто-то уже работает и живет отдельно. Илюша, улыбчивый мальчишка 8 лет, демонстрирует нам свой автопарк – наверное, целую сотню крохотных машинок. «Это не мои, это всехние. Вместе играем», - объясняет Илюша и убегает из дому гулять с одноклассником.

Фото: Макс Левин

Те трое приемных деток, которых нам удалось застать дома, - Лера, Илья, Паша – оказались веселыми и спокойными. Возможно, они производят впечатление немного застенчивых, но никак не замкнутых и не испуганных. Хотя от историй большинства приемных ребят в этой семье слезы наворачиваются на глаза. Один при жизни с биологическими родителями спал в стоге сена и кушал овощи, украденные с соседских грядок. Другой целую неделю вместе с братиком и маленькой сестричкой питался банкой прокисшего молока. Третий боялся мыться в ванне – родная мама купала ребенка только в речке. Некоторым детям пришлось несколько месяцев сидеть целыми днями взаперти в детской комнате в больнице – в ожидании определения в интернат или приемную семью.

Фото: Макс Левин

Брать детей из сложных семей Оксана и Павел не побоялись – они верят, что хорошее воспитание сильнее любой генетики. «В нашем доме нет и никогда не будет алкоголя. Тут ребенок никогда не услышит плохого слова. Думаю, этого достаточно, чтобы он вырос хорошим человеком, - уверена Оксана. – А то, что многим деткам после интерната ставят ЗПР (диагноз «задержка психического развития» - авт.) – не беда. В семье ребенок начинает развиваться намного лучше. Может, кому-то понадобятся индивидуальные занятия в школе. Может, он не станет каким-то гением. Но научится всему, что нужно для жизни».

Фото: Макс Левин

Весной этого года семья Куценко рассталась с полуторагодовалыми Андреем и Даней – их усыновили. «Звоню маме ребят, расспрашиваю. Жалуется – ничего не успевает, дети вечно чего-нибудь натворят. А голос-то, голос – счастливый!», - радуется за малышей и молодую маму Оксана. Все дети в детском доме семейного типа открыты для усыновления, но если кто-то останется в семье Куценко до совершеннолетия – все это время его будут окружать заботой. Поддерживают приемные родители ребенка и после «выхода» (так называют разрыв формальных отношений с приемной семьей по достижении ребенком 18-летнего возраста). К примеру, единственная взрослая воспитанница Оксаны и Павла - Татьяна - продолжает звонить и приезжать на праздники и выходные.

Фото: Макс Левин

По мере того, как будут вырастать другие ребята, Оксана и Павел собираются набирать новых детей. Воспитание сирот они воспринимают как профессию – без отпуска и рабочего стажа, но с настоящей ответственностью и зарплатой. Каждый ребенок получает от государства довольствие в размере двух прожиточных минимумов (для детей старше шести лет – около двухсот долларов), а родителям-воспитателям полагается еще 30% от этой суммы.

Государство в лице местной власти организовало также жилье для большой семьи – старое здание аптеки отремонтировали, обшили сайдингом и передали в пользование детского дома семейного типа. Ремонт пришлось доделывать самим, но лишней работой тут никого не напугаешь. Как и теснотой машины, которую подарили семье чиновники к одному из праздников, - до недавнего времени, пока дети не подросли, в «Жигули» четвертой модели помещались все. «Милиция не останавливает, нас уже все тут знают. Мы им только помашем – и дальше едем, - смеется Павел. – А вообще, знаете, я об одном только жалею: что у нас нет второго этажа. А то бы еще десяток деток взяли. В детский дом уже набирать нельзя, так мы бы их под опеку оформили…». А пока второй этаж только в мечтах, Оксана с Павлом уже сообщили в службу по делам детей: есть свободные кровати. К осени готовы взять еще двоих девочек.

Фото: Макс Левин

Альона МельникАльона Мельник, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram