ГлавнаяОбществоЖиття
Спецтема
Ничейный малыш

Когда есть желание помочь

Вы можете представить себе, что вам некому позвонить? Вообще некому – ни поболтать, ни попросить совета или помощи, ни рассказать о чем-то важном.

Когда есть желание помочь
Фото: Макс Левин

Попробуйте вообразить, что вам некого включить в свои планы на следующий день или выходные – ни родных, ни близких, ни друзей. Многие люди любят рассуждать об одиночестве и ставить Вконтакте многозначительные статусы с цитатами из классиков на эту тему, но вряд ли человек, выросший в социуме, может хотя бы приблизительно представить себе то одиночество, с которым сталкиваются выпускники интернатов. К одиночеству прибавляется полное отсутствие банальных бытовых навыков – те дети, которые не жили в семьях, не умеют ни готовить еду, ни убирать, ни стирать, ни даже покупать продукты в магазинах или на рынке. Эмоциональные контакты, связь с внешним миром, представление о повседневной жизни вне интерната – это то, чего больше всего не хватает детям-сиротам и лишенным родительской опеки.

И дать все это ребенку может не только усыновитель или опекун, но и просто взрослый человек, которые готов стать ему другом и наставником.

СТАТЬ ДРУГОМ

Учтите - в Украине помогать сиротам не так просто. Визит в детдом с подарками – это целая бюрократическая процедура. Сначала нужно договориться с директором о приезде, и не стоит рассчитывать на то, что вас встретят с распростертыми объятиями. Кроме того, достаточно сложно выяснить, в чем действительно нуждаются дети. Нужно собрать сертификаты качества на все товары, составить на месте акт передачи – все подарки должны быть взяты на учет для того, чтобы в детском доме могли ими пользоваться. Потребуется изрядный бытовой героизм для того, чтобы осуществить собственно задуманное – помочь.

Еще сложнее оказывать нематериальную помощь. Понятия гостевая семья в Украине не существует, в Семейном кодексе есть понятие патроната, но механизм его не прописан. В Минобразовском постановлении о школах-интернатах существует пункт о том, что люди, которые систематически принимают участие в воспитании детей из интерната, могут вывозить их на мероприятия за пределы интерната. Причем вся ответственность при этом остается на директоре интерната, так что уговорить его отпустить детей на спектакль или футбольный матч в компании каких-то благотворителей - задача очень непростая. Особенно если благотворитель – не общественная организация или спонсирующий интернат фонд, а физическое лицо.

На таких вот смутных законодательных основаниях в Украине и внедряется программа наставничества. «Мы разрабатывает пакет документов, законодательные нормы, которые в будущем, надеюсь, будут приняты», - говорит руководитель проекта наставничества «One Hope» Павел Гладченко. Проект реализуется совместно в Киевской службой по делам детей. За полтора года наставниками стали 54 человека (подавали заявки - 309). Что такое наставничество – понять заочно сложно, какие-то абстрактные взрослые общаются с какими-то абстрактными детьми. И возникает вопрос, каковы их намерения, правда ведь? Куратор от службы про делам детей Юлия Удовенко помогла LB.ua попасть в городской приют для детей №1 на Троещине, в котором, среди прочих учреждений, реализуется проект.

Фото: Макс Левин

Там мы знакомимся с Витей и его наставником Сашей. Вите 15, он живет в центре реабилитации, который находится в одном здании с приютом. В этом году Витя будет поступать в кулинарный техникум. Хочет стать поваром, устроиться на работу в ресторан, найти любимую девушку, завести семью. И рассчитывает на поддержку по жизни от своего наставника, общение с которым пока что проходит раз в неделю в стенах центра реабилитации.

«К другим детям приходят родители, а ко мне нет. А теперь ко мне Саша приходит, уже как-то легче», - рассказывает Витя о том, как он согласился работать с наставником. По словам Юлии Удовенко, дети от друзей извне обычно отказываются, но когда видят, что к другим начинают ходить наставники – сами просят о том, чтобы приходили и к ним.

Вы друзья? - спрашиваю я у Саши и Вити. Отвечают: да, однозначно.

Фото: Макс Левин

«Моя цель – помочь Вите реализоваться во взрослой жизни, - говорит Саша. – Болит сердце за детей, которым некому помочь. Я в своей жизни многим обязан родителям, вот и сам хочу поделиться тем, что у меня есть. Блаженнее давать, чем получать».

Выбраться с воспитанником за пределы центра реабилитации пока не удавалось. «Мы собирались раз на рыбалку, но Витю не отпустили.- говорит Саша.- Потом, когда он поступит в училище, уже съездим». Обычно их общение проходит тет-а-тет, обсуждают разные насущные проблемы и вообще болтают (насколько это слово может быть применимо к мужчинам). Витя говорит, что чувствует – теперь у него есть кто-то, кто может выручить. Поверьте, это совершенно не пустые слова для человека, которого в ближайшем будущем ожидает выход из закрытого учреждения в никуда. И прежде чем учеба в училище и жизнь в общежитии войдут в нормальную колею, помощь старшего товарища понадобится Вите неоднократно. Да и впоследствии тоже, потому наставничество – это решение на всю жизнь, и подходить к нему нужно очень ответственно.

Фото: Макс Левин

«Сегодня около 130 детей в интернатных учреждениях Киев не имеют шансов на устройство в семью, - говорит Юлия Удовенко. - Не потому, что они какие-то не такие или имеют интеллектуальные ограничения – просто это подростки. Детей в возрасте от 13 до 18 шансов в семьи обычно уже не берут. И больше всего эти дети нуждаются в близких людях, в эмоциональных контактах».

Еще один участник программы – 17-летний Виктор. Со своими наставником мальчик общается не так давно, но уверяет, что тот помогает ему ценными советами. «Человек очень интеллигентный и очень умный, - рассказывает Витя о наставнике. – Сам юрист». Витя тоже хочет быть юристом и защищать права детей в суде. Правда, сначала он будет поступать в училище, получит базовую профессию, а потом уже пойдет в юридическую академию. Своего наставника он пока что не называет другом – говорит, должно пройти какое-то время, чтобы завязалась дружба, необходимо преодолеть какой-то барьер, установить доверие.

Фото: Макс Левин

Спрашиваю у Вити о планах на будущее – говорит, что не намерен делать ничего плохого.

- Но почему сразу о плохом? – я недоумеваю.

- Потому что обычно, когда люди об этом спрашивают, они подразумевают, что я буду делать что-то плохое.

«Я с 2 до 14 лет жил в семье, потом меня разусыновили...", - рассказывает мальчик и добавляет, что ни с кем из членов своей семьи сейчас не общается. Последние три года Витя прожил в различных интернатных учреждениях. Спрашиваю, изменился ли он за то время, что общается с наставником. «Я стал более благосклонно относиться к людям, - кивает мальчик. – Понял, что не все они пропащие».

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ

Программа действует с 2010 года, хотя разрабатывали ее весь 2009-ый. Кроме индивидуальной – описанной выше формы наставничества – существует также групповая. Волонтеры преподают небольшой группе детей, к примеру, английский язык, или же проводят занятия по фитнесу.

Фото: Макс Левин

В первую очередь для проекта отбираются подростки, у которых нет близких. Если родителей еще не лишили родительских прав, то ставка делается на то, чтобы восстановить отношения в семье, а не ввести в нее нового человека со стороны.

«Цель проекта - формирование максимально близких эмоциональных отношений, - говорит Юлия Удовенко. – Наставник – это друг, который будет вместе с ребенком радоваться его успехам, к которому ребенок может обратиться за помощью. Проект долгосрочный, он не заканчивается по выходу ребенка из интерната. По возможности наставник должен приглашать ребенка в свою семью, на выходные, на каникулы. Для начала на таких выходах может присутствовать воспитатель из интерната или координатор от нашего проекта».

Люди, которые становятся наставниками, имеют очень серьезные обязательства перед детьми. В Интернете мне встретилась история женщины из Луганска, которая (не знаю, на каких законодательных основаниях) несколько раз забирала к себе на выходные 10-летнюю девочку из детдома. А потом удивлялась тому, что девочка к ней привязалась и начала слишком часто звонить. К звонкам и серьезным отношениям нужно быть готовым - наставник становится ребенку другом, как уже говорилось, на всю жизнь. А мы ведь не удивляемся, если друзья звонят нам часто?

Фото: Макс Левин

Волонтеры, которые хотят принять участие в программе, проходят тщательный отбор.

«В первую очередь мы проводим с людьми информационную встречу, - рассказывает Павел Гладченко. - Рассказываем подробно, что и как. Бывает такое, что еще на этой встрече мы видим – перед нами не наставник, а уже практически готовый усыновитель или опекун. Часть волонтеров отсеивается на информационной встрече - они понимают, что не смогут или не хотят быть наставниками. Те, кто идет дальше, попадают на встречу со штатным психологом, проходят собеседование. После чего они собирают документы: медицинские справки, справку о несудимости, рекомендации. Те, кто преодолел этот этап, проходят трехдневный тренинг – и потом уже могут общаться с детьми». Наставник подбирается под потребности ребенка.

Павел Гладченко(слева)
Фото: Макс Левин
Павел Гладченко(слева)

Очень много людей выбывает из программы на этапе собеседования с психологом – кто-то не может определить для себя мотивацию, кто-то демонстрирует нежелание быть гибким, что необходимо в общении с подростками. Кто-то признается, что муж/жена не в восторге от идеи, что их семья будет помогать ребенку из интерната. Но чаще всего проблемным моментом оказывается именно мотивация.

Какая должна быть мотивация для того, чтобы вызваться стать для ребенка из интерната другом и помощником на всю жизнь? Если с усыновлением все более или менее понятно – усыновители должны действительно хотеть ребенка, то чего может хотеть наставник?

У каждого из нас есть достаточно большой ресурс для помощи другим людям – в лучшем случае мы используем его разумно, в худшем – достаем советами своих уже взрослых детей. Большинство же, как мне кажется, не использует своей ресурс вовсе. Почему бы не дать людям то, в чем они нуждаются, если я могу им это дать? Примерно такую мотивацию мне удалось придумать после посещения городского приюта для детей №1.

Вікторія ҐуерраВікторія Ґуерра, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram