Гневная и, как всегда, хамская реакция части интернет-пользователей последовала незамедлительно. Макаревич ответил всем недоброжелателям на своём официальном сайте:
“Всем, кто пытается мне нахамить или научить жить: господа! Идите в ж**у. Вы мне неинтересны. Всем остальным поясняю: не музыканты ходили в Кремль к президенту, а президент пришел в гости к музыкантам – по своему желанию. Лично я позвал на эту встречу БГ и Кортнева, как своих близких друзей. Шахрина, Илью Черта, Шуру из Би-2 и Галанина позвал Вадик Самойлов. Шевчук никогда не был у меня в близких друзьях (видимо, у Самойлова тоже) – с чего я должен его звать? А по поводу последних действий Медведева (остановка уничтожения Химкинского леса, снятие Лужкова) – я обеими руками за. Вы нет?”.
Но это не помогло. Тогда в ответ на продолжающиеся оскорбления и фото-жабы в свой адрес Макаревич написал песню. Текст её такой:
«Студент Иван Гандонов в отсутствие идей
Любил плювать с балконов на головы людей.
Прохожий не заметит, куда он попадет,
А если и заметит, то точно не ответит, утрется и пойдет.
А ты стоишь спокоен, слюней набравши в рот,
Забыв, что ты не воин, а маленький урод.
Вот годы пролетели, в балконах смысла нет,
Теперь для этой цели подходит Интернет.
И нас смелее нет».
Не успел стихнуть последний аккорд песни, как на Макаревича обрушились уже его коллеги и почитатели. Ему пеняли, что такая не вполне интеллигентная реакция совершенно не к лицу такому артисту, как он. Что всё это от болезненного самолюбия и связано с тем, что он сам видит себя рыцарем демократических ценностей и свобод, и сразу оскорбляется, когда другие в нём этого не замечают или не ценят. Что он не осознаёт, что, несмотря на огромную армию поклонников, есть люди, которых раздражает он сам и его творчество, и не надо обращать на них внимания. И что вообще, никогда не следует связываться с быдлом. Тем более, в Интернете.
Конечно, не секрет, что многие успешные и уважаемые люди подвергаются в Интернете травле и оскорблениям со стороны анонимных недоброжелателей. К глубокому сожалению, для многих подобных лузеров Интернет только этим и интересен. И вряд ли Макаревичу своей грустной балладой удастся с ними справиться. Но песня - это тот единственный способ, которым он привык реагировать на события жизни. И способ этот для него совершенно органичен. Как тут ему можно пенять?.. Не в суд же ему подавать, в конце концов, как в своё время это пытался сделать в ответ на фото-жабы к его «Предстоянию» обидчивый дворянин Никита Михалков?
Ну, добре, с Интернетом всё понятно, как говорится - горбатого могила исправит. Пусть себе анонимно вякают. Не будем обращать внимания. А вот что делать, если вас оскорбил человек с реальным именем и фамилией, с конкретным лицом, иногда весьма даже авторитетным? Может потянуть в суд его, где вслух и публично сто раз рассказывать посторонним людям, как он тебя назвал или в чём обвинил? А потом читать весёлый репортаж об этом в разноглупых журналах и журнальчиках? Нет уж, спасибо, не надо!.. Вот, говорят ещё про «набить морду». Вариант, безусловно, неплохой, но не всегда осуществимый. Что ещё?.. При Советах можно было хоть в партком сходить или в профком пожаловаться. А так…
Поэтому, думал я, думал и решил, что из всех существующих способов сатисфакции наиболее действенным и достойным всё-таки остаётся дуэль. Да, да - дуэль! Возможность смыть нанесённое оскорбление кровью в честном бою - что может быть лучше!.. Пусть старомодная, пусть традиционная, сто раз запрещённая. Но, при благоприятном исходе, конечно, дающая наибольшее удовлетворение, и решающая возникшую проблему, как ни что другое, быстро и навсегда.
Но, изучив вопрос, я обнаружил, что и с дуэлью всё выглядит совсем не так просто, как хотелось бы. И дело не только в том, что практически во всех странах мира дуэли запрещены, сколько в строгости и избирательности реального дуэльного кодекса.
Судите сами. Общепринятый Кодекс генерала Дурасова, изданный в Санкт-Петербурге в 1912 году, содержит целых 500 штук дуэльных пунктов и правил, шлифовавшихся буквально столетиями! Причём все они должны соблюдаться неукоснительно. Его статьи чётко регламентируют: что, где, когда, с кем и как. И это не удивительно, ведь речь шла о жизни и смерти людей. Рассчитан он был тогда, правда, лишь на приличных дворян, но для нас сейчас это не принципиально.
Итак, вот его основные положения:
«Основной принцип и назначение дуэли — решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.
Оскорбление может быть нанесено только равным равному.
Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.
Поэтому дуэль, как отомщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией, вторгаясь в область судебной компетенции.
Получив оскорбление, оскорбленный должен заявить своему противнику: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники незнакомы друг с другом, они обмениваются карточками и адресами.
При оскорблении действием извинения не допускаются.
Извинения на месте поединка не допускаются.
Прибыв на место поединка, противники должны поклониться друг другу и секундантам противника.
Всякий разговор между противниками воспрещен.
Получив оружие, противники должны молчать в течение всей дуэли. Всякие замечания, насмешки, восклицания, крики абсолютно не допускаются.
Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока, явившийся первым имеет право покинуть место поединка.
Перед началом дуэли на пистолетах противники снимают с себя медальоны, медали, бумажники, кошельки, ключи, пояса, помочи и т.д., то есть все, что может задержать пулю»…
И так описывалось и расписывалось всё остальное, вплоть до мельчайших деталей.
Любопытно, что неправоспособными к дуэли (чей вызов можно было не принимать и кого не принято было вызывать) считались лица, опозоренные в общественном мнении. И названы ими, среди прочих, были те, кто ранее отказывался от дуэли и жалобщики, подавшие жалобу на обидчика в уголовный суд. Вот как высоко когда-то ценилась способность человека лично защитить от посягательств своё самолюбие, достоинство и честь!..
Более того, в приказ по военному ведомству "Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде", был даже внесён специальный пункт, который обязывал офицера, отказавшегося от дуэли, в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку; в противном случае он подлежал увольнению без прошения.
Но самым неожиданным для меня оказалось наличие в этом огромном Дуэльном Кодексе специального абзаца, который был посвящён людям конкретной профессии. Только одной профессии во всём Кодексе! И представьте себе кому - журналистам (вот уж, наверное, достали!). Он так и называется - «Ответственность журналистов».
«За напечатанную оскорбительную статью несет ответственность автор.
Если оскорбительная статья подписана, то подписавший её считается автором, пока не доказано противное, и несет один за неё ответственность.
В случаях, когда дуэль с автором статьи невозможна, ответственным является редактор, который, разрешив напечатать оскорбительную статью, сделался соучастником лица, написавшего её и, как таковой, обязан дать удовлетворение».
Мне всё это очень нравится, а вам?.. Нет, это я не про редакторов и журналистов, хотя и для них подобный урок был бы весьма полезен, я - про дуэли.
Выдающийся адвокат Владимир Спасович по этому поводу писал: "Обычай поединка является среди цивилизации, как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью — за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, Родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступаться. Он имеет основание то же, что и война". Как позже выразился генерал Корнилов: "Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому".
К сожалению, вскоре наступили иные времена. Шибко щепетильные представители многонациональной российской интеллигенции и офицерства оказались на чужбине. На смену дуэлям пришли доносы, на смену благородству - равнодушие и расчетливость.
Ну, а мы умудрились всё это плебейское «добро» дотянуть аж до двадцатого года собственной Независимости!.. Неужели до сих пор это никого не оскорбляет? А, благородные пани та панове?..