ГлавнаяКультура

АntiXmas хит-парад: песни, которые вы не будете слушать на Рождество

В дни пост-новогодней лени все без исключения каналы наперебой показывают «рождественскую классику».

АntiXmas хит-парад: песни, которые вы не будете слушать на Рождество

Не будем углубляться в кочующие из фильма в фильм радостные сюжеты с неизбежным хэппи-эндом, но заметим, что кочует так же и звуковое сопровождение. Это давно устоявшийся набор рождественских песен, которые сопровождают американского медиа-потребителя чуть ли не с двадцатых годов. И сопровождают не только в фильмах, но и чуть ли не повсюду в три первые недели декабря — эти треки закручивают до дыр в любом общественном пространстве от кафе до шопинг молов. Треки эти развили такую живучесть, что реши Америка провести хоть одно рождество без них, любой нормальный американец, скорее всего, продолжал бы слышать их. Каждый в своей голове. Это треки-рефлексы: пришло рождество будь добр, наслаждайся.

Под «треками» я подразумеваю такие столпы американского поп-мироздания как Let It Snow, Little Drummer Boy, Here Comes Santa Claus, Jingle Bells, Winter Wonderland, Santa Claus is Coming to Town.

Cначала, в довоенный период, эти песни претерпели ряд джазовых и свинговых интерпретаций. Затем, в 60-ые, они попали под руку соул дивам, а дальше, кто только не брался переиначивать беспроигрышные новогодние и рождественские номера. Обратимся же сегодня к оборотной стороне «рождественских» песен. Участники нашего небольшого хит-парада антирождественского толка — два интернет деятеля-аутсайдера, экспериментатор, заигравшийся в восьмибитную приставку геймер и стареющая раннего рэгги.

1. Bit Shifter — Let It Snow

Знакомьтесь — товарищ Bit Shifter из Нью-Йорка, один из создателей лейбла 8bitpeoples, светлая голова восьмибитной (или как ее еще называют chip-tune) сцены. Восьмибитная адаптация бессмертного рождественского хита про умиротворяющий снегопад начинает выедать мозги слушателя с первых аккордов. Благо, монохромная вакханалия длится меньше двух минут. Трек с радостью воспримут лишь те, кто в девяностые, как раз под Новый Год с надеждой ждали, что Дед Мороз принесет им под ёлку Геймбой, Нинтендо или Денди.

2. John Holt — Santa Claus Is Comin' To Town

John Holt в свое время (с середины 60-ых, и до середины 70-ых) сыграл не последнюю роль в становлении и популяризации за пределами Ямайки ее танцевальных ритмов. Джон ходит в «отцах» таких стилей, как rocksteady, skinhead reggae, roots reggae. Тот, кто однажды «давал жару» на британских танцполах, и заставлял в 1969 году отплясывать под свои «слабые доли» первое поколение скинхедов (в котором перемешались белые левого толка парни из рабочих кварталов и их друзья-ямайцы), в ходе эволюции и мутации ямайской танцевальной музыки, ввязался в игру под названием dancehall.

Современный дэнсхолл — стиль, который, будь моя воля, я бы вычеркнул из истории поп-музыки. Потому, что 70% всего материала, написанного в этом жанре, представляет собой абсолютно одинаковый дерганный бит (что, в принципе, неплохо), но вся пакость в том, что сделан этот бит нарочито плохо, на омерзительно звучащих синтезаторах. Некоторые треки спасает только неплохой речитатив. Любители ямайских ритмов — тоже люди, и рождество им не чуждо. (Пожалуйста, не вспоминайте в этом контексте любителей Боба Марли — они нелюди, и рождество им неведомо). Поэтому, все уважающие себя гиганты ямайской звукозаписывающей промышленности, такие как Trojan Records, Studio One, Island Records, выпускали свои версии рождественских американских хитов.

Но, Джон Холт прыгнул в этом деле выше других: войдя в свою дэнсхолл стадию развития, он записал самую гадко звучащую версию прекрасной песни Santa Claus Is Comin' To Town. Клавишные такой омерзительности можно услышать разве что в саундтреках к переестроечным фильмам.

3. James Ferraro — Motel Christmas

Джеймс Ферраро — это такой нью-йорксий самородок, который стал известен интернет общественности этим летом. По сети разошлись несколько его записей (которые он выпускает, в основном, на кассетах), на которых он «наяривает» гремучую на дешевых клавишных для второсортных ужастиков смесь из чего-то аморфного, гудящего, похожего на дрон, и «гитарных запилов» из New Wave of British Heavy Metal. В этом треке «рождественские нотки» задает общий дурновато-приподнятый тон композиции, местами глухие глокеншпили и позвякивание бубенцов на фоне завывающего ветра. Ощущение такое, что на старую видеокассету с каким-то рождественским «классиком» вроде White Christmas, пытались с переменным успехом записать телеэфир концерта группы Def Leppard. Поэтому попеременно выныривают куски то одного, то другого аудио и видео ряда.

4. John Cage — 4’33”

Включив в плейлисте этого топ-5 четвертый трек, не пытайтесь отрегулировать громкость вашего компьютера — это бесполезно, вам предлагается послушать четыре с половиной минуты тишины. И это вам «не просто так тишина»! Это пьеса корифея музыкального послевоенного авангарда Джона Кейджа, написанная в 1952 году. Пьеса в трех частях. Для трех любых инструментов.

Весь фокус в том, что в течение этих четырех с половиной минут ни один из музыкантов не должен касаться своего инструмента. Так и получается пьеса тишины. По замыслу автора-авангардиста, каждый слушатель при исполнении этого произведения будет слышать свой вариант тишины, который невольно будет наполняться сторонними звуками: скрипами, шагами, звуками улицы, природы. Попробуйте сами сконструировать свою тишину во время исполнения пьесы оркестром в эфире BBC.

При чем здесь рождество, спросите вы? А, при том, что пьесе, написанной без малого 60 лет назад выпала участь побороться за верхнюю строчку рождественского хит-парада Британии в этом году. Дело в том, что победителем прошлого года стала, на удивление широких масс аудитории, песня 1993 года старой-доброй рэп-кор группы Rage Against The Machine «Killin’ in the name of». Песню вспомнили не просто так. Инициативная группа любителей музыки организовала компанию по привлечению внимания к такой проблеме: из года в год в самом престижном, итоговом хит-параде года побеждал откровенный шлак, сделанный очередным британским «фабрикантом». Ребята решили в пику гигантам звукоиндустрии призвать людей покупать один определенный совсем не рождественский трек. В прошлом году затея сработала — злобная песня от Rage Against The Machine победила. В этом году та же инициативная группа решила вытолкнуть на первую строчку четыре с половиной минуты тишины. К сожалению, не получилось. Пьеса заняла «почетное» двадцать первое место.

5. Javier Alberto Morales — Jingle Bells

Пятый трек записал малоизвестный, но дико продуктивный мастер аутсайдерского искусства Хавьер Альберто Моралес. Этот парень, что называется, мульти инструменталист, работает в разных визуальных жанрах. Результаты (шизоидные коллажи, странные мэш-апы из ютюб-видео, и пиксель-арт) он выкладывает на своем сайте гугл.ком. Правда, в отличие от всем известного гугла, в домене Моралеса не 2, а 53 буквы «O». В потоке визуальной мишуры, попался и один объект «аудио арта» — Хавьер (без слуха и голоса) записал кавер версии лучших рождественских песен. Записи датируются 2004-2009 годами, и доступны

Филипп МарковичФилипп Маркович, музыкальный критик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram