Родовая черта практически всех мероприятий в Украине — провал организации. Что бы это ни было — организовано оно будет так, что простые вещи сделаются сложными, преимущества станут недостатками, а люди испытают массу неудобств.
Складывается впечатление, что местные — физически не способны подчинять свои действия логике. То есть не способны обдумать, спланировать и достойно осуществить тот или иной процесс. Способны лишь своей активностью — естественно, бессистемной и в авральном порядке — как бы вызвать к жизни тот или иной факт. Вызвать, будто дух умершей знаменитости на спиритическом сеансе: остервенело потрём хрустальный шар, поорём, ночь не поспим и вот он — дух. То есть факт. Например, факт кинофестиваля. Факт реформы. Факт изменения рейтинга. Факт недели, дней моды.
В Украине так со всем — люди сталкиваются с фактами или как-нибудь лихорадочно пытаются их спровоцировать.
Процесс? Что вы! Факты всегда падают на голову.
Пожалуй только с выборами в нашей стране — иначе. Хотя выборы, как и любое другое мероприятие, организовываются постоянно отвратительно, тем не менее они анализируются с точки зрения организации. Они рассматриваются как процесс, а не лишь как факт.
Поэтому выборы, избирательные компании иногда проводятся на высоком уровне. Вот как, например, президентские выборы 2010 года.
А раз уж люди не способны действовать рационально, то есть процессами, и действуют иррационально, то есть чуть ли не магией (камлание вместо убеждения, волшебный денежный дождь вместо приобретения заслуг, истерят и ритуально не спят ночи перед мероприятием вместо управления временем), — то люди не способны осуществить критический разбор мероприятия. Конечно, кроме выборов — тут уж критический разбор делают все, включая Госдепартамент США и городских сумасшедших.
А без критического разбора не может быть и работы над ошибками. Могут быть попытки произвести лучшее впечатление в следующий раз, если мероприятие повторится. Однако лучшее впечатление — это ещё не лучшая организация.
И об этом можно было бы не говорить. Если бы это постепенно не “убивало” действительно хорошие идеи.
Ладно, “Ступкафест”. Или “Молодость”, с каждым годом — по мере наступления старости руководителей фестиваля — всё больше удивляющая ужасной организацией. Такие мероприятия не имеют отношения к красоте. А значит, не важны.
Но Kiev Fashion Days!
KFD — это первое в нашей стране мероприятие в отрасли моды, основанное на идее, восходящей к моде, а не к амбициям послесоветских нуворишей. Производство и потребление красоты в нашей стране нуждаются в неделе красоты. В неделе моды, устроенной по образцу недель моды в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Милане. В неделе моды, на которой послесоветский двуногий гламур обоих полов чувствовал бы себя неуютно. И на которой способные стать известными не только в “русском мире” дизайнеры могли бы заявить о себе.
И это первое действительно fashion мероприятие так же, как и любое другое мероприятие, в нашей стране, было очень плохо организовано. И оно так же не подверглось критическому разбору.
Было очень много отзывов в духе “Ура!” или в духе “Фе!”, были свидетельства чуть ли не паники со стороны людей, причастных к Ukrainian Fashion Week, было много заметок о мероприятии в нейтральном тоне, например, заметка в русском “Vogue”, но не было попыток проанализировать, что же именно и почему получилось не на уровне.
Я решил попытаться сделать такой анализ.
К сожалению, руководители Киевских дней моды — в частности исполнительный директор KFD Катя Будник — не нашли времени ответить на вопросы lb.ua по этой теме. Вероятно, стоит воспользоваться словами Казбека Бектурсунова, фактически отца-основателя KFD, чтобы объяснить это: “Просто много работают”. И стоит предположить, что данный текст будет рассматриваться как — снова словами Бектурсунова — “критика и визг от ленивцев и дармоедов”.
Тем не менее не хочется, чтобы и весной KFD постиг провал организации. Так что, вместо комментариев организаторов я использовал комментарии посетителей KFD — людей, к моде причастных и в качестве производителей красоты, и в качестве потребителей красоты.
Ну и поскольку отрасль моды в нашей стране, мягко говоря, невелика, мои информанты предпочли остаться анонимными.
Итак, за что стоит сказать спасибо Бектурсунову и его коллегам? Что им обязательно нужно исправить весной?
В ответ на вопрос о том, чем же KFD отличается от UFW, почти все опрошенные мной упоминали “Мистецький Арсенал”. И меховые жилетки.
В Киеве остро не хватает нормальных площадок для проведения тех или иных мероприятий. Проблема в том, что существующие площадки или неудобны, или устарели.
Есть, правда, Украинский дом (бывший музей Ленина), который и удобен, и не устаревает, но он “захвачен” Петром Ющенко для своего собрания портретов великих украинцев, и поэтому всё, кроме презентации книг про казачество или про коррупцию, а также партийных собраний, там теперь устраивать стрёмно.
UFW проходит в парке Пушкина. Это всё равно что провести Нью-Йоркскую неделю моды в Бронксе. Или Российскую — в Текстильщиках.
KFD состоялось в “Мистецькому Арсеналі” — в приличном районе, с нормальными подъездами, да ещё и в отличном здании. То есть как положено.
А меховые жилетки...
Ещё совсем недавно наши сограждане массово вставляли себе золотые зубы. Теперь эта практика не так распространена. Зато дурновкусие сограждан распространено так же, и на смену золотым зубам пришли меховые жилетки. Золотые зубы и меховые жилетки — вещи одной природы. И вот дама в меховой жилетке — типичный желанный гость UFW.
Как сказал один из моих информантов, “на UFW чувствуешь себя не в своей тарелке — потому что люди там даже если и молодые, то всё равно выглядящие так, будто бы они — прямое продолжение своих родителей. Я имею в виду культуру. В нашем случае, советскую культуру. То есть культуру нищеты и дефицита, в которых люди нуждаются в мехе, как шпион в легенде. Ничего не меняется год за годом. Одни и те же люди, одни и те же меховые жилетки — одно и то же законсервировавшееся болотце. И дизайнеры там — не все, но многие — ориентированы на такую публику”. На KFD, по словам этого информанта, было иначе: минимум меховых жилеток и максимум людей, не являющихся продолжением родителей. То есть продолжением советской культуры, поганящей нам всем десятилетие за десятилетием. “Для людей, которые посещают UFW — это прям такое событие... Они выгуливают там свои сапоги из страусиной кожи и так далее. А на KFD не было ничего такого. Не было как бы аромата... не то чтобы денег, но инъекций в губы. Всё выглядело очень естественно, современно. Я уже давно не видел столько красивых людей вместе. Где они все прятались?”
Правда, тут есть очень важный денежный аспект. Как сказал другой мой информант, “мне это кажется достаточно странным — выгнать людей, которые приносят деньги. Все хотят быть прекрасными и модными, но при этом дизайнерам надо за что-то жить. Дизайнеры-то живут за счёт частных заказов и шьют эти, условно говоря, меховые жилетки. То есть шьют то, что люди хотят и за что приносят деньги. Пока у нас индустрия моды не на том уровне, чтобы отшивать коллекции, продавать их в магазины тиражами и не общаться с клиентами. У нас этого точно не будет в ближайшие лет пять-десять. Да и не все дизайнеры на это способны”.
Таким образом, в отличие от устроителей UFW устроители KFD смогли подчинить мероприятие красоте, пусть и в ущерб нуворишам притом, что иных денег в нашей стране пока очень мало.
И смогли провести мероприятие в подобающем месте.
Важно и правильно, что устроители KFD произвели качественный отбор дизайнеров для участия. Как сказал мой информант, “не было шлака. Хотя это и совсем молодые дизайнеры, это было намного лучше чем то, что делает половина дизайнеров, участвующих в UFW. Однажды кто-то подметил: “Если оставить кусок молодых дизайнеров и немного заслуженных, то всё будет превосходно”. Вдобавок устроители KFD сделали участие в мероприятии бесплатным. Такой опыт молодому дизайнеру получить в нашей стране больше негде.
Ещё один плюс KFD — привлечение Игоря Кикотя к участию: “Кикоть вообще никогда не показывался раньше, у него не было шоу. Он спокойно делает шмотки, продаёт их, продаёт их за границей. Это концептуальный украинский дизайнер, который не на слуху у широкой публики”.
А теперь минусы.
“Сезоны моды”, с которых в своё время начиналась UFW, сопровождались значительно большим количеством проблем и организационных глупостей, чем KFD. Однако “Сезоны моды” появились фактически на пустом месте, люди создавали неделю моды с нуля. KFD же — не на пустом месте, опыт проведения таких мероприятий можно было бы изучить.То есть можно было бы подумать о том, например, что при проведении лекций важны хороший микрофон и хороший перевод. Или о том, что на бэкстэйдже должен быть экран, по котором можно следить за тем, что происходит на подиуме и, таким образом, решить, когда выпускать следующую модель.
Но все подобные детали остались за пределами внимания устроителей KFD. Как сказал об этом мой информант, “чтобы каждый показ состоялся, проводится очень большая работа. Я понимаю, что люди [устроители KFD. — ЛБ.] съездили на недели моды, посмотрели, как это выглядит, и решили сделать своё. Но когда у тебя на бэкстэйдже тупо нет монитора... Это элементарная вещь: когда смотришь на монитор — видишь, когда выпускать следующую девочку, и при этом тебя не видно; а когда выглядываешь, смотришь, куда девочка дошла, и машешь рукой, чтобы выходила следующая, то это похоже на какой-то... это просто непрофессионально. Должен быть нормально оборудованный бэкстэйдж”.
На KFD была и образовательная часть. Которую также провалили: “Во сколько начинается показ — непонятно. Показ заявлен на 3 часа, я приехал в 3.25 — показ уже закончился. При этом показ Саши Каневского пришлось ждать час. В одно время с показами проходят лекции. Иногда они чётко совпадают с показами — и на лекции в результате никто не приходит. К тому же, само помещение не располагает к лекционным занятиям. Залы для лекций — это просто такие выгородки пластмассовые, даже не комната, а угол. И когда в таком углу, например, итальянский дизайнер на плохом английском рассказывает в плохо настроенный микрофон о преимуществах и недостатках производства в Италии... Зачем мне производство в Италии, если я занимаюсь производством в Украине? И когда он ещё говорит какие-то общие слова и эта “лекция” занимает минут десять... А потом ему задают вопросы из серии: “Чем вы вдохновлялись?”... Ну что это такое? Всё-таки лекции должны проводить люди, более интересные в нашем контексте. Должны быть лекционные залы. Да и лекции должны быть на русском. Конечно, я понимаю, что у нас тут все современные и английский понимают. Но существует ведь множество специфических, отраслевых фраз и слов, смысл которых далеко не каждый уловит”.
Приглашённые на KFD иностранцы, таким образом, фактически не смогли передать свой опыт местным. Да и что это были за иностранцы?
Как сказал мой информант, “давайте будем честными и приглашать нормальную иностранную прессу, а не тех, кто поедет куда угодно, лишь бы за это платили. И если нужны “международные модные люди”, то давайте их приглашать. А то: “Мы привезли фотографа из французского Vogue”. Он снимает эдиториалы и обложки? Нет. Он снимает светскую хронику. Да, он очень круто снимает светскую хронику. Но причём тут fashion?”
Устроители KFD хотя и заявляют о своём желании поднять моду в Украине на высший уровень, — почему-то забывают об одной из самых серьёзных проблем дизайнеров в нашей стране. Тем более молодых дизайнеров. Эта проблема — недостаточная квалификация преподавателей соответствующих дисциплин в отечественных учебных заведениях. Как сказал мой информант, “нужны новые преподаватели вместо тех, кто до сих пор работает по ГОСТу 1986 года и кто будущих дизайнеров учит в основном рисовать. Конечно, должны преподавать дизайнеры. Если Лиля Пустовит станет преподавателем хотя бы на несколько дней в рамках недели моды, то это уже будет классно. А ведь есть ещё Ира Каравай. Лёша Залевский. Вика Гресь. Как бы кто ни относился к тому, что они делают, это опытные дизайнеры, хорошей закалки. Они многому могут научить молодых”.
И вот неужели, например, ребята с “Look at Me” способны научить дизайнеров большему, чем собственно дизайнеры, тем более дизайнеры, работающие в Украине?
Ещё одной существенной проблемой отрасли моды в Украине является отсутствие вменяемых пишущих о моде людей. Как сказал мой информант, “когда я читаю их тексты, мне хочется спросить, а зачем они это делают? Мало того что непонятно, зачем многие шьют вещи, ещё и непонятно, зачем многие пишут об этом? Такое количество штампов, стилистических извращений и банальностей вряд ли можно увидеть у кого-то, кроме людей, которые пишут о моде”. В том числе пишут и в журнале “Топ-10”, который создаётся теми же, кто устраивает KFD. Это было отличной идеей — распространять на KFD один и тот же номер журнала с разными обложками, посвящёнными дизайнерам, участвовавшим в KFD. Вот только если этот номер не пролистать, а прочитать, то он не просто удивляет безграмотностью и стилистическими извращениями, он ужасает тем, как он сделан. Уровень примерно такой же, как на этом видео о KFD:
Таким образом, устроители Kiev Fashion Days хотя и задумывали это мероприятие таким, каких в Украине ещё не было, провели его таким, каких в Украине было уже сотни, если не тысячи. То есть с провальной организацией.
Проблемы были вызваны и плохим управлением временем, и плохим управлением пространством, и плохой материальной базой, и неуместностью некоторых гостей, и таким освещением в изданиях-партнёрах, что публикации стыдно цитировать.
Однако, во-первых, идея KFD настолько хороша, что можно ждать и год, и пять лет до тех пор, пока устроители KFD на своих ошибках будут учиться делать недели моды безукоризненно. Во-вторых, потенциал молодых украинских дизайнеров достаточно высок, и это позволяет предполагать, что со временем количество заказов, а значит, и денег в отрасли будет расти и перерастёт в качество производства и потребления красоты в нашей стране. И, в-третьих, KFD этой осенью вызвало такой большой интерес молодых и красивых украинцев, что совершенно ясно: если KFD повторится и этой весной, и следующей осенью, и следующей весной, и потом ещё, то это будет означать, что в Киеве, в Украине действительно есть неделя моды.
Вот почему устроителям KFD можно сказать только спасибо. И призвать к работе над ошибками в организации.