"Картина Пикассо "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" 1932 года из коллекции Сидни Фрэнсис Броуди, на которой изображена возлюбленная художника Мари-Терез Вальтер, - одно из самых значительных произведений Пикассо, и оно вполне может побить рекорд его же "Мальчика с трубкой", - пояснил представитель "Кристис".
"Мальчик с трубкой" (1905), купленный в 2004 году на "Сотбис" в Нью-Йорке за 104,17 миллиона долларов, считался самым дорогим из проданных на аукционах произведением искусства до февраля 2010 года, когда его опередила бронзовая скульптура Альберто Джакометти "Шагающий человек I", ушедшая за 65 миллионов фунтов (104,3 миллиона долларов) с торгов все того же "Сотбис" в Лондоне.
По словам представителя аукциона, интерес покупателей подогревает и то, что полотно происходит из известнейшей частной коллекции, и то, что на публике картина не выставлялась уже около 50 лет.
Семейство Броуди начало собирать искусство в 40-х годах ХХ века, и сегодня эта коллекция, включающая работы Пикассо, Матисса, Джакометти других прославленных мастеров, оценивается в 150 миллионов долларов.
"Начало коллекции положил подарок, сделанный господином Броуди, известным американским девелопером, своей супруге на Рождество - скульптура Генри Мура "Семья", - объяснил Стивенсон.
Эта бронзовая группа Мура также появится на нью-йоркских торгах 4 мая с эстимейтом 700-800 тысяч долларов.
Кроме того, на аукцион будут выставлены "Большая голова Диего" Джакометти (высокий эстимейт 25-35 миллионов долларов объясняется революционностью техники, в которой выполнен портрет брата художника), "Обнаженная на синей подушке" Анри Матисса (эстимейт 20-30 миллионов долларов) и другие вещи важнейших художников ХХ века.
Судьба Пикассо
Отвечая на вопрос о том, почему в последние пару лет на открытые торги все чаще попадают известные частные коллекции, зачастую - даже целиком, Мэтью Стивенсон объяснил, что основных причин две: раздел наследства после смерти собирателя (так произошло с собранием Ива Сен-Лораном, принесшим "Кристис" порядка 350 миллионов евро) или решение фонда либо совета попечителей, управляющего собранием.
"В случае с коллекцией Сидни Броуди возможной причиной стал раздел коллекции общей стоимостью в 150 миллионов долларов - при том, что львиную долю этой суммы составляет стоимость одной картины", - добавил Стивенсон.
Собеседник агентства объяснил, что решение о продаже еще одной работы Пикассо - "Портрета Анхеля Фернандеса де Сото", который будет выставлен на июньские торги "Кристис" "Искусство импрессионизма и модернизма" в Лондоне с эстимейтом 30-40 миллионов фунтов, принадлежит благотворительному художественному фонду всемирно известного британского композитора Эндрю Ллойда Уэббера.
По словам Стивенсона, средства, вырученные от продажи картины, пойдут на помощь молодым художникам в Великобритании и другие благотворительные проекты.
Специалист "Кристис" напомнил, что в 2006 году это полотно уже выставлялось на торги с эстимейтом 22-23 миллиона фунтов и даже успело побывать в России на предаукцыонной выставке, однако за 48 часов до начала аукциона на продажу был наложен запрет, поскольку житель Германии Джулиус Шопс подал на Ллойда Уэббера в суд, заявив, что до 1934 года полотно принадлежало его родственнику, еврейскому банкиру, который был вынужден продать драгоценного Пикассо из-за преследований нацистов.
"Мы, естественно, немедленно сняли лот с торгов... Это всегда большая проблема, если речь идет о смене владельцев произведений искусства в 30-40-е годы в Европе", - пояснил Стивенсон. Он отметил, что обычно такие разбирательства отнимают довольно много времени - вокруг работ Климта тяжбы продолжались 25 лет, - однако "в случае с портретом Анхеля Фернандеса де Сото все разрешилось быстро, все притязания были сняты, и картина осталась у фонда".
"Полотно оценено так высоко, потому что картины "голубого периода" встречаются на рынке очень редко, да и работы такого уровня, качества и состояния - тоже. Я уверен, что нас ждет очередной рекорд", - признался собеседник агентства.
Родовое пометье Дианы
Иногда, по словам главы московского офиса аукционного дома, часть произведений продается, чтобы спасти основную коллекцию, как в случае с собранием семьи Спенсеров, из которой происходила принцесса Диана.
В июле этого года на торги выставляются произведения искусства, мебель, уникальные кареты, которые много веков хранились в родовом поместье Спенсеров Олторп и в лондонском Спенсер-хаусе. "Дело в том, что поместье Олторп, где хранится собрание, потрясающей красоты, но нуждается в ремонте и реставрации. Чтобы покрыть издержки, попечительский совет принял решение выставить на торги, в частности, полотно Рубенса "Полководец, снаряжающийся в битву", "Царя Давида" Гверчино, предметы мебели и интерьера", - отметил Мэтью Стивенсон.
Он также добавил, что известное имя коллекционера во многом способствует успеху торгов. "Мы были потрясены интересом к коллекции Ива Сен-Лорана, и ожидаем не меньшего интереса к коллекции известного американского режиссера и сценариста Майкла Крайтона, автора "Парка Юрского периода" и создателя сериала "Скорая помощь" так как его произведения знает весь мир", - сказал представитель "Кристис".
На нью-йоркский аукцион "Послевоенное и современное искусство", который произойдет 11 мая, выставлены четыре работы из коллекции Крайтона с суммарным эстимейтом 30 миллионов долларов: "Флаг" Джаспера Джонса, "Женщина с детьми" Пикассо, "Девушка в воде" Роя Лихтенштейна и "Студийная работа" Роберта Раушенберга. Все эти вещи высочайшего качества созданы в начале 60-х годов и представляют собой, по словам эксперта "Кристис", "срез лучшего искусства ХХ века этого периода". Крайтон, помимо прочего, был большим знатоком искусства, с Джаспером Джонсом дружил лично и даже написал о нем исследование, а "Флаг" купил у художника из мастерской.
Подъем аникварного рынка
По словам директора представительства "Кристис" в России, сегодня можно с уверенностью говорить о подъеме арт-рынка. В 2008 году продажи "Кристис" сократились на 20%, такое же падение постигло их и в 2009 году, однако и примерно также - в 2009 году, однако сейчас, утверждает Стивенсон, "рынок возрождается после кризиса, и это - объективная реальность. Например, торги старых мастеров, которые "Кристис" провел в начале декабря, стали самыми успешными за всю историю аукциона".
Вечерние и дневные продажи в совокупности принесли 71,7 миллиона фунтов, из которых 29,2 миллиона принес рисунок Рафаэля, а 20,2 миллиона - портрет, написанный в 1658 году Рембрандтом.
Не менее успешными стали и торги импрессионистов и модернистов, а также современного искусства, прошедшие в феврале 2010 года и принесшие в общей сложности около 250 миллионов долларов.
Как отметил собеседник агентства, подъем во многом обусловлен тем, что аукционы начали проводить "кураторские торги", то есть отбирать произведения более тщательно и делать ставку на шедевры, приносящие сегодня даже больше денег, чем до кризиса.
Кроме того, многие первоклассные вещи появляются на рынке впервые.
Еще один шедевр, происходящий из частной коллекции, впервые будет выставлен на ювелирный аукцион "Кристис" в Нью-Йорке, который состоится 22 апреля. Речь идет о бриллиантовой броши с изумрудом в 60 карат, принадлежавшей Екатерине Второй (эстимейт 1-1,5 миллиона долларов). По словам Стивенсона, императрица подарила украшение второй жене своего сына Павла, Марии Федоровне, и оно долго передавалось по наследству в немецком роду Гогенцоллернов, а в 1972 году было продано частному покупателю из США.
Также впервые на торги выставляется "Изобилие" Эдварда Мунка (эстимейт 25-35 миллионов долларов) из частной скандинавской коллекции - оно будет продано 4 мая.
Аукционный дом "Кристис" основан в 1766 году Джеймсом Кристи. В 2009 году суммарная выручка от продаж составила 3,3 миллиарда долларов, превысив показатели основного конкурента - "Сотбис".
Ежегодно "Кристис" проводит более 450 торгов в 80 категориях, включая все области изящного и прикладного искусства, ювелирные украшения, фотографию и вино. На днях "Кристис" открыл офис в Москве. По словам Стивенсона, он будет работать не только с Россией, но и со странами СНГ, Украиной и другими прилегающими территориями. Таким образом, у аукционного дома существует уже 54 офиса в 31 стране и 10 торговых площадок по всему миру - в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Женеве, Милане, Амстердаме, Дубаях и Гонконге.