ГлавнаяКультура

Записки режиссера. Наш Бурлюк

На днях у меня в руках оказался каталог Аукционного дома «Дукат», который 10 апреля проводит в Киеве аукцион живописи, скульптуры и графики под названием «Українська альтернатива. ХХ». Представлены украинские художники ХХ века, работавшие вне канонов социалистического реализма, начиная одним из основателей парижского «Улья» Яковом Шапиро и заканчивая работами нонконформиста Елены Щекиной.

Записки режиссера. Наш Бурлюк
Фото: rin.ru

Среди славных имен вдруг натыкаюсь на одно особенное – Давид Бурлюк, картина «Бабка»!..

Какой, однако, приятный сюрприз! Кто ж не любит парадоксального Давида Давидовича, «отца русского футуризма», друга Маяковского – каждый из них считал другого своим учителем в поэзии, одного из авторов легендарного манифеста кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу»: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности».

Лихо!.. Но только какое отношение имеет «отец русского футуризма» к «Українській альтернативі», к Украине и украинцам?..

А вот к стыду своему я не знал, что Бурлюк, оказывается, тоже украинец! Что родился он 22 июля 1882 года в Харьковской губернии, на хуторе Семиротовщина. Семья Бурлюков состояла из восьми человек: родителей, трех сыновей и трех дочерей. Отец, Давид Федорович Бурлюк, был управляющим Чернодолинским имением графа А.А. Мордвинова, сам выходец из крестьян.

Бенедикт Лившиц, соратник Бурлюка-сына, писал так о своем товарище по футуризму: «Он произносил русское «г» как «х». Во всяком другом я счел бы это неопровержимым признаком украинского происхождения. Но в Бурлюке, несмотря на его фамилию и говор, мне было странно предположить «хохла», как, вообще, с трудом я отнес бы его к какой бы то ни было народности».

Сам Бурлюк называл себя запорожско-татарским футуристом, так как род его был из татар. Умер он 15 января 1967 года в больнице на Лонг-Айленде в Нью-Йорке.

На Christie’s и Sotheby´s картины Бурлюка, лишившегося в детстве левого глаза, теперь оцениваются в сотни тысяч долларов. И когда братья с севера нас все еще ехидно спрашивают – а где же ваша украинская культура, я им отвечаю: «Так вот же она, у вас!..».

Ведь сколько украинских мастеров в ХХ веке стали новаторами в изобразительном искусстве, при этом оставаясь в его истории русскими художниками.

Одним из основателей супрематизма был Казимир Северинович Малевич, который всегда называл себя украинским патриотом. Язык его был пересыпан украинскими словами, а когда он волновался, то вообще переходил на украинский. Первыми кубофутуристами были наши Ася Экстер и Александр Богомазов. А конструктивистом – Владимир Татлин. Он, кстати, был еще и профессиональным бандуристом. Первыми мы были и в концептуализме – вспомните знаменитые работы Василия Ермилова 30-х годов.

Так что не надо нам, украинцам, вечно считать себя чьими-то бедными родственниками. Культурными сиротами, без прошлого и памяти. Просто надо знать свое и научиться ценить его, а не щедро и бездумно им разбрасываться. Тогда, глядишь, и собственная история появится. А значит – и будущее у страны прояснится.

На очередную выставку в Санкт-Петербурге «Русский футуризм и Давид Бурлюк – “отец русского футуризма”» в Россию привезли из Америки не только левый стеклянный глаз мэтра, палитру, расшитую бисером серьгу и футуристический жилет Бурлюка, но и десятки его картин.

Нам же в Украине остается только дождаться 10 апреля, чтобы пойти на аукцион в галерею «Дукат» и с удовольствием посмотреть на лот №52, работу украинского «отца русского футуризма» размером 23 на 23,5 см.

Но, как говорится, и на том спасибо...

Анатолий БорсюкАнатолий Борсюк, режиссер, тележурналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram