Как в Николаеве победило гражданское общество

Шквал постов и сэлфи в соцсетях с избирательных участков Николаева ещё не стих, когда начался подсчёт голосов отданных за кандидатов на 2-м туре мэрских выборов. Стало совершенно очевидно, что невиданная по масштабу и интенсивности маркетинговая кампания кандидата Сенкевича дала победный результат над технологической кампанией кандидата Дятлова. Окончательный результат только закрепил фактом 54% и чуть более 80 тысяч отданных голосов в пользу претендента от Самопомічі - Александра Сенкевича. Николаев продемонстрировал и лучшую во втором туре явку - 40%!

Фото: Сергей Нужненко

Для того, чтобы проследить истоки вчерашней феерической победы нужно заглянуть дальше, чем на 2 недели назад, когда оказалось, что директор и владелец IT-шного Николаевского бизнеса "вышиб" со второго места действующего городского голову. С разрывом в 400 голосов.

Александр Сенкевич имеет на 100% - предпринимательский жизненный опыт. Начинал свой трудовой путь не на заводе или фабрике, как любили отмечать в биографиях 50-30 лет назад. Первый работодатель - частная фирма "пионер" предприимчивого Николаева - "Возможности Киммерии". Автор сам видел Александра там впервые лет так 15 тому. Потом последовал десятилетний опыт самостоятельного предпринимательства в нашем сложном городе. К ним добавился опыт в Каховке, где Александр несколько лет назад возглавил бизнес внезапно умершего тестя. И спас бизнес от забвения. Это я к тому, что Сенкевич не только себя сам сделал в условиях дикого капитализма, он смог ещё дать работу другим людям.

Николаев ещё с конца 90-х поставил на развитие частной инициативы и предпринимательства. Многолетний мэр В.Чайка и молодые предприниматели верили в перспективность этого пути развития города. И многое сделали, чтобы Николаев стал городом свободного предпринимательства. Тогда, когда имперские амбиции корабельной кузницы военно-морских сил город на Буге утратил, именно инициатива и предприимчивость его граждан стала путеводной звездой.

И вот вчера, когда вся Украина следила в Фейсбуке за массированной кампанией Сенкевича, спланированной и проведённой по маркетинговым лекалам, стало понятно, что политтехнологическая практика отношения между избираемым и избирателями проходит. Популизм и "промывание мозгов" уступают критическому мышлению и азарту состязания. Избиратели, даже если они и голосовали в первом туре за Сенкевича, должны были снова проголосовать. Но теперь у них появилась общественная нагрузка в виде увлечения своим выбором друзей, соседей, подчинённых.

Снова, как и весной 2014-го, когда бушевала "русская весна", город спасать вышли предприниматели и общественные активисты. Они в реале на улицах, и в барах, заправках, и кинотеатрах, библиотеках, и аудиториях аргументировали усно и на плакатах, почему Сенкевич - лучший выбор. Саша тоже проводил встречи. Но сотня наиболее отчаянных агитаторов с рукописными плакатами "За Сенкевича!", которые стояли с 7 утра на городских магистралях и дорожных "кольцах" - были уникальными самоотверженными, наглядными примерами. И конечно, они своей искренностью "обходили" 3 сотни молчаливых бигбордов с ликом претендента от ОПпоблока.

Нет, личность Дятлова, конечно тоже "играла" роль в формировании победы демократических сил, которую олицетворяет Сенкевич! Его рост с 25 до 80 тысяч голосов обеспечили конечно не симпатии электората проигравшего мэра Гранатурова, а именно "свежие" избиратели, которых смогли мобилизовать симпатики лидера городской "Самопомічі" - А. Сенкевича. Во многом, победа "ковалась" в социальных сетях, где разнообразными материалами для многих потенциальных избирателей транслировались месиджи. Но и сотни самодельных баннеров по балконам многоэтажек, рождали надежду. Людям смогли внятно объяснить что от их, отдельно взятого голоса зависит судьба и будущее города. Горожане захотели стать влияющей силой - гражданами, а не электоратом. Чуть ближе к дню голосования включились разнообразные мотивирующие акции, такие как вознаграждения за сэлфи с участка. Интенсивность воздействия на "жителей" сетей из числа николаевогородцев выросла к полудню вчерашнего дня, когда стал ясно, что избирателей на участках будет больше, чем 25 октября. А чего стоила отдельная кампания по привлечению к голосованию в Николаеве всех его "разлетевшихся" птенцов. Знаю лично семьи экс-николаевцев, которые будучи киевлянами уже по несколько лет, вчера приехали в Николаев специально, чтобы проголосовать за Сенкевича. За своё будущее на своей малой родине. Были люди, которые ехали из Западной Европы за 2 тысячи км на голосование.

Не верите?

А сколько ещё лет могут земляки "тыняться" по заграницам?! С современным и прогрессивным мэром в Николаеве можно и нужно строить комфортный и европейский город. Но нужно было и что-то сделать что-то для этого. Чтобы не приходилось в будущем уезжать от его лиманов и песчаных кос.

Предприниматели создали городскую корпоративную среду, где идеям русского мира с безальтернативным мнением руководящей силы было некомфортно. А теперь креативному классу и молодёжи настала пора сдавать экзамен на зрелость. И ответственность.

И экзамен горожане не провалили!

Николаев снова удивил Украину активностью и гражданской зрелостью, в чем немалая заслуга и городских медиа, общественников. Уже в ночь выборов, когда шёл параллельный подсчёт голосов кто-то из журналистов завёл разговор в соцсетях о том, что контроль за работой нового городского головы пора начинать с его первого дня в здании на Адмиральской,20. Тем более, что и депутатов избрали в горсовет всего лишь на 30% "свежих", не замеченных в практике дерибана городских ресурсов. Из 54 - только 16 не были депутатами. Если их оставить без общественного "контроля" такое могут натворить! Сенкевич точно за всеми не "углядит", даже вооружившись АСУпом.

Веселые времена продолжаются. Бюрократы нервно курят. Яппи почувствовали вкус победы. Николаев всегда формировал тренды. Сегодня объявили о победе во втором туре А.Сенкевича, а завтра...

Окно возможностей открыто.

Вячеслав Головченко Вячеслав Головченко , Председатель попечительского совета Колледжа прессы и ТВ
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram