Да и ситуация в банковской системе страны сегодня находится в отрицательной зоне. Эксперты фактически разделились на оптимистов и пессимистов. Первые, проще говоря, считают, что развиваться по-старому опасно и нельзя. Нужна, по их убеждению, новая модель функционирования банковской системы. Другие настаивают на том, что не надо жить на незаработанные деньги, т.е. не надо жить на те деньги, которые не связаны с производительностью труда, а поддерживаются только конъюнктурой (она сегодня есть, а завтра ее нет). Лично я убежден в том, что банковский бизнес настолько хорош, насколько хороша экономика страны. Поэтому основным драйвером восстановления украинской банковской системы должен стать реальный сектор экономики. А пока у нас всё наоборот. Эксперты прекрасно знают, чем занимаются наши банки. Они строят финансовые пирамиды, основанные на пирамидах РЕПО. И с чем сегодня сидит наш НБУ? С огромными «плечами» в этих пирамидах. И не приведи Господь, если начнется обвал на рынке облигаций, все эти пирамиды полетят как в 2008 году.
В этой связи хочу напомнить, что, например, в октябре этого года был осуществлен выпуск облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) с целью предоставления кредита Фонду гарантирования вкладов физических лиц на общую сумму 2,0 млрд. грн со средневзвешенной доходностью 11,24% годовых, а с начала 2015 года объем выпуска ОВГЗ для Фонда гарантирования вкладов составил 27,0 млрд. грн. Также с начала текущего года были выпущены ОВГЗ на 3,8 млрд. грн для увеличения уставного капитала «Укргазбанка» и государственные облигации на 29,7 млрд. грн — для докапитализации «Нафтогаза».
Что делать? Не легче ли было разделить все банки на коммерческие и инвестиционные? И мы смогли бы получить здоровую банковскую систему. А пока по состоянию на 11 ноября 2015года объем ОВГЗ, находящихся в обращении, по сумме основного долга составил 500,546 млрд. грн, при этом в собственности НБУ находятся государственные ценные бумаги на сумму 374,269 млрд. грн или на 75% их общего объема! Прекрасно понимая, к чему это неизбежно приведет, «оптимистами» могут быть только наши финансовые власти.
Вот в чем мы точно идем след в след за Грузией, так это в том, что, как и грузинская, так и наша экономика практически живут за счет международных кредитов и грантов. Достаточно взглянуть на один важный показатель – на чистую международную инвестиционную позицию - разницу между внешними финансовыми активами страны и ее обязательствами. Она показывает, кем является страна - чистым кредитором, либо чистым должником. Так вот, чистая инвестиционная позиция Грузии и Украины давно в большом минусе, т.е. фактически власти наших стран распродают оставшееся добро и всё глубже залазят в кредитную трясину. Но и этого еще мало для полного понимания сложности ситуации в Украине. Ведь, как мы знаем, всё происходящее вокруг реструктуризации госдолга Украины значительно хуже, чем в Грузии.
А недавно с коллегами по бизнесу говорили еще об одной чрезвычайно важной теме – о предстоящей налоговой реформе. Ведь налоговая система – залог здоровой экономики, и, пожалуй, сейчас всем понятно, что попытки осуществления экономических реформ без приведения налоговой системы в соответствие с экономической ситуацией в стране обречены на провал. Это так. Мы дошли до «точки», петух уже клюнул.
Но, откровенно говоря, уже и не знаем: для наших финансовых властей – нужны деньги или здравый смысл? По-моему, Кабмину и руководству НБУ стоит серьезно задуматься, что без них будет делать Украина, если через год после их новаций наша экономика не поднимется? Как скоро новому составу Кабмина и руководству НБУ удастся запустить новые финансовые конструкции? Наконец, нужно ли сейчас чиновникам заниматься деньгами? Или им нужно заниматься мозгами и знаниями.