Читаю отклики высокопоставленных лиц. «Если государство построено правильно, если власть находится под контролем общественной морали, если человек действительно представляет собой ценность, его права гарантированы Конституцией, то каждый год мы можем убеждаться, как в действительности идеал Конституции превращается в правду нашего бытия». Это Анатолий Селиванов, постоянный представитель Верховной Рады в Конституционном суде.
А это премьер-министр Николай Азаров: «Новая Конституция воплотила в себя лучшие достижения отечественной и мировой науки и практики государственного строительства, отразила ментальность, волю и стремление Украинского народа».
Сижу на лавочке в отдаленном гуцульском хуторе. Дед Семен с любопытством рассматривает столичную игрушку - мой ноутбук.
- На предмет науки и техники – это правильно, - замечает, не отвлекаясь от осмотра. – А вот о какой правде и воле ты говоришь – не пойму. И вообще, что в телевизоре говорят, что на твоем компьютере – брехня! В твоей Конституции написано, что каждый имеет право на работу, а в нашем селе половина людей находит эту работу в Италии да Испании. Мне положено бесплатное медицинское обслуживание, а пенсии на один поход в аптеку не хватает…
Я как мог, пытался объяснить, что такое время сейчас сложное. Что Конституцию 16 лет назад принимали впопыхах, ночью, не все в ней усмотрели, много лишнего написали, чтобы поторжественней было. Многое в ней нужно исправить, изменить, переписать. Не всегда даже депутатам и чиновникам это дело по зубам. Несколько раз всерьез за внесение изменений принимались, а ничего путного не вышло.
В 2004-м, в самый разгар оранжевой революции Конституцию положили на стол перед конфликтующими сторонами. Чтобы не допустить кровопролития, решили оградить президента от излишних полномочий, а страну переименовать из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику. Не учли, правда, что Президентом тогда назначили Виктора Ющенко, а ему все равно какие полномочия, лишь бы дачу в Безродычах отдали. Сделали все чин чином, конституционным большинством все изменения в Конституцию утвердили.
Через пять лет власть поменялась, и новый Президент Виктор Янукович решил вернуть себе почти царские полномочия. Его сторону занял Конституционный суд и вмиг ока вернул все на дореволюционное место. Депутаты мирно-любо, как в 2004-м, проголосовали и в 2010-м. Вчера отняли полномочия у одного президента, сегодня добавили их другому, на то они и законодательная власть!
Хорошо бы, если бы на этом дело закончилось. Оказывается, и эта Конституция никого не устраивает. На банковой решили опять все переписать. Для этого указом Президента была образована специальная Конституционная ассамблея, которую возглавил первый президент Украины Леонид Кравчук. Намедни состоялось ее первое заседание, а к Дню Конституции Леонид Макарович даже выступил с программной речью на одном из телеканалов Украины. Он допустил возможность поднять руку на Конституционный суд, который «нелегитимным способом» отменил изменения в Конституцию, принятые в 2004-м году. Теперь судей могут привлечь к ответственности.
Кто будет вершить суд над Конституционным судом, Леонид Макарович не знает: «А прав или не прав Конституционный суд - это уже будут определять, когда будут оценивать Конституционный суд, и должен ли он быть наказан или не должен - это вновь-таки - когда будут оценивать Конституционный суд». Эту фразу я не решился зачитать своему мудрому собеседнику, поскольку переварить ее без подчеркивания красным не смог даже виды видавший мой ноутбук.
На том с дедом Семеном мы и расстались. Сошлись, что конституционное будущее Украины покрыто великою тайною, а четыре кряду выходных все-таки неплохо. Иначе разве вырвешься из городской духоты на денек-другой к истокам народовластия?