ГлавнаяБлоги#PresidentUSA2016

Социологическая дуэль Клинтон и Трампа

Клинтон опережает Трампа на 6% в свежем общенациональном замере от NBC News/Survey Monkey. Трамп опережает Клинтон на 2% в исследовании CNN/ORC среди избирателей, которые планируют принять участие в голосовании.

Labor Day – хороший повод обменяться социологическими вбросами. Знаковая дата, после которой обычно, как принято считать, начинается финальный отрезок избирательной кампании.

На самом деле тенденция не меняется. Начиная с весны в общенациональных социологических замерах Клинтон всегда (кроме первой недели после республиканского съезда) незначительно опережала Трампа. Её лидерство никогда не было уверенным и прочным (опять же, кроме первой недели после съезда демократов). Социология хорошо показывала лишь одну тенденцию – Клинтон не имеет репутации стопроцентного фаворита этих выборов, как считалось еще накануне праймериз. Трамп – сильный соперник, который, к тому же, сможет снять свои сливки за счет присоединения избирателей на самом финальном отрезке кампании. Преимущество в размере 5-6% ничего хорошего Клинтон не сулит, так как процент неопределившихся избирателей остается достаточно большим, и как распределятся эти неопределившиеся в последние месяцы кампании – не знает никто.

Однако все-таки фактор избирательной системы остается в тысячу раз важнее, чем любой социологический замер в масштабах страны. И поэтому также тысячу раз прав Марк Халперин (Bloomberg politics), который в эфире MSNBC в принципе ставит под сомнение целесообразность анализа подобных цифр. Аналитик справедливо отмечает, что эти президентские выборы – это, по большому счету, история о четырех штатах – Пенсильвании, Флориде, Огайо и Северной Каролине. Кто-то может с этим согласиться, кто-то добавить к этому списку еще несколько battleground states, но факт остается фактом – не стоит смотреть на общенациональные замеры, когда перед тобой цифра в 270 голосов выборщиков и карта, состоящая из red states, blue states и battlegrounds.

Подробнее об электоральной математике я не так давно писал в своем блоге на LB.ua.

В этом контексте большие общенациональные замеры становятся лишь хорошим PR-инструментом для штабов обоих кандидатов. Действительно, фактор формирующей социологии играет очень важную роль на выборах в США. Об этом сказал Дэвид Игнейшез из Washington Post, заявив, что Хиллари Клинтон позволила Трампу расшатать стереотип о невозможности его избрания, ключевым аргументом в котором всегда была социология. Теперь Трамп, как минимум, равен Хиллари.

Другое дело, как видим из этого же эфира, в колеблющихся штатах у Клинтон сегодня дела идут также не лучшим образом. Она везде лидирует, но это лидерство слишком шаткое, и ко всему прочему имеет тенденцию к сокращению. Ни в одном из семи ключевых battleground states у нее нет задела в 10 процентов и выше. Речь о Вирджинии, Пенсильвании, Мичигане, Нью-Хэмпшире, Северной Каролине, Огайо, Флориде. В трех последних ситуация совсем уж неприятная.

В этом смысле все участники дискуссии на MSNBC приходят к вполне ожидаемым выводам – в следующие два месяца цена ошибки для каждого из кандидатов возрастает десятикратно. В ближайшее время – все внимание к дебатам. Трамп, по мнению Джо Скарборо, даже еще не начал толком тратить деньги на рекламу, при том, что они в распоряжении штаба есть и придерживаются на финальный отрезок кампании.

Скарборо вспоминает также интересный кейс противостояния Джимми Картера и Рональда Рейгана в 1980 году, когда демократ Картер избрал стратегию высмеивания радикализма и правых взглядов бывшего голливудского актера. В результате чего Рейган разгромил Картера на выборах и стал президентом США.

#PresidentUSA2016 #PresidentUSA2016 , Блог директора политических программ Института Горшенина Евгения Курмашова о выборах, политике и политических технологиях в США
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram