2. Первые оборонительные сооружения на месте современной крепости появились еще в VI веке. Попеременно здесь властвовали, сменяя друг друга: алланы, хазары, половцы, византийцы, золотоордынцы. В XII на берегах Черного моря появляются посланцы Византийского государства — венецианцы, пизанцы и генуэзцы. Они активно начинают торговать с русскими, половецкими и среднеазиатскими купцами. Постепенно именно генуэзцы захватили все побережье от Боспора (Керчи) до Херсонеса (нынешний район Севастополя). Кафа (Феодосия) стала столицей их колонии в Крыму, а Судак - военной базой.
3. Генуэзцы объединили воедино все имеющиеся здесь в то время отдельные оборонительные сооружения в один комплекс. Так началось сооружение знаменитой теперь на весь мир Генуэзской крепости.
Крепость занимала территорию около 30 гектаров, и располагала двумя ярусами обороны — нижним и верхним. Нижний ярус был защищён стеной примерно 6-8 метров высотой и толщиной 1,5-2 метра. Крепостная стена укреплялась четырнадцатью боевыми башнями высотой до 15 метров и комплексом Главных ворот.
4. У подножия одной из боевых башен.
5. Каждая из башен носила имя одного из консулов, при котором эту башню строили, о чем свидетельствуют сохранившиеся на башнях плиты с геральдической символикой и надписями на средневековой латыни. К сожалению, не на всех башнях эти плиты сохранились, как впрочем, и сами башни. Некоторые из сохранившихся башен: Джованни Марионе, Паскуале Джедиче, Коррадо Чикало, Фредерико Астагвера…
6. Хачкара в стене одной их башен
7. Комплекс главных ворот. Он состоит из двух привратных башен - западной Якобо Торселло и восточной Бернабо ди Франки ди Пагано. Низ западной башни усилен пологим откосом, контрфорсом, который выполнял и инженерную функцию укрепления основания башни, и боевую. Боевая функция контрфорса состояла в том, что от него отскакивали камни, которые бросали вниз защитники Судакской крепости, а это увеличивало площадь и возможность поражения противника.
В боевом ярусе башни прорезаны бойницы, на ярусе выше устроены прямоугольные амбразуры, расширяющиеся наружу. Внутри башни ниши, где устанавливались бомбарды или баллисты.
Восточная башня появилась несколько позже западной. В башне сделаны бойницы и четыре окна-амбразуры, такие же, как и в башне Якобо Торселло. На стене, со стороны ворот высечены кресты. С южной стороны основания башни видны остатки ступенек лестницы, по которой, видимо, стражи поднимались на башню и стены. Обе башни соединяются каменным мостом с окном-бойницей.
8. Внутри крепости находился город. У главных ворот Солдайи располагалась небольшая торговая площадь, где и были сконцентрированы основные городские учреждения. Греческий кафедральный собор Святой Софии, католический кафедральный собор Девы Марии, рынок, здание лоджии коммуны (ратуши) и таможня.
10. Все пространство внутри крепости, сегодня пустующее, в давние времена было застроено культовыми постройками и жилыми домами. На территории города, размером не более 20 га, плюс посады, примыкавшие с северо-востока и севера к крепостным стенам, проживало около 8 тысяч населения. Это точно известно, т.к. сохранилась перепись населения 1249 года. Для средних веков это большая цифра.
11. Дома жителей средневекового Судака были построены на террасах. С юга на север, в городе было пять улиц с узкими переулками.
12. Остатки западной стены. Сегодня от былой высоты в несколько метров осталось не более метра
13. Бойница, закрытая ставней
14. Вид на верхний ярус с Консульским замком и Девичьей башней, считающейся самой древней.
15. Далеко не все посетители решаются забраться на самую верхнюю точку крепости - в Девичью башню. Этому препятствует пологий гладкий склон скалы, на котором располагается башня.
Но забраться на нее стоит. Отсюда открывается просто невероятный вид во все стороны. Не зря эта башня носит второе название - Дозорная.
16. Вид с Девичьей башни на территорию крепости и нынешний Судак
17. Западный берег
18. Восточный берег, где ныне располагается Судак и его пляжи.
Видна также стена второго яруса и Консульский замок.
19. Консульский замок
20. Внутренний двор Консульского замка.
Сам замок состоял из трех башен, соединенных крепостными стенами. В средние века он, так же, служил жилищем и резиденцией генуэзского консула - главы генуэзской администрации Солдайи.
Строение консульского замка состоит из донжона и внутреннего двора, к которому с северо-запада присоединяется пристроенный позже портик и Угловая башня. Внутренний двор замкнут в толстых стенах, в которых сделаны бойницы. Ширина двора 8,6 м, длина 15,5 м. До сих пор, с восточной стороны двора видны остатки лестницы, по которой можно было выйти на боевую площадку с выступом, где и ныне замурованы потайные двери. Где чуть заметная тропинка спускается по скале вниз. Этот выход использовали, когда была осада крепости для бегства или связи с внешним миром. Во внутренний двор замка можно было войти только через калитку, защищенную прямоугольным барбаканом.
Консульская башня служила не только штабом, но и арсеналом, и могла быть изолирована от остальной крепости.
В башне на случай осады были установлены цистерны для воды общим объемом около 40 кубометров. Об этом говорят следы водоупорной штукатурки и две керамические трубы.
21. Как уже было сказано выше, а средние века консульский замок служил жилищем и резиденцией генуэзского консула - главы генуэзской администрации Солдайи. Обычно консул избирался на срок от одного года и получал за исполнение своей должности очень высокое жалование.
Должность консула, как правило, занимали представители знати из генуэзских родов. До вступления в должность консул не должен был бывать в Солдайе. Это правило считалось важным для того, чтобы правитель не мог использовать свое должностное положение для личных целей. У консула отсутствовало свое жилье в городе, именно поэтому его жилищем и служила военная резиденция консульский замок.
22. Помещение, где жили консулы Солдайи - трон, камин, шкуры.. майбахи того времени
24. Здание мечети, которое ныне является музеем, а в официальных документах именуется как Здание с аркадой. Это единственное отлично сохранившееся строение на территории крепости.
Существует несколько теорий о предназначении этого здания. Одна из них гласит, что изначально это был христианский храм и после захвата Судака татарами его переделали в мечеть. Согласно другой версии, здания было построено генуэзцами в 1365 году и после переделано в мечеть. Еще есть версия, что это купольное здание было построено татарами или турками-сельджуками как мечеть, а генуэзцы его переделали в католический храм.
Раскопки же, проведённые в 1962 году снаружи и внутри купольного здания, говорят, что оно изначально было построено как мечеть. Во-первых, не было обнаружено никаких следов предшествующего христианского храма и никаких ему сопутствующих погребений. Во-вторых, это подтверждается тем, что основания существовавших ранее галерей и минарета сложены в перевязь с фундаментом здания.
25. Арочно-купольный вход в здание мечети.
26. Сегодня центральная часть музея представляет собой кубическое сооружение. Здание перекрыто сферическим куполом, покоящемся на так называемых гофрированных тромпах.
Сферический купол без барабана переходит в стены мечети при помощи гофрированных «парусов». Подобное строение сферических куполов типично для зодчества османской Турции, испытавшей влияние Византии.
27. Самые важные архитектурные узлы строения - своды, углы, колонны и наличники окон - сделаны из цельных блоков и украшены резным орнаментом. Данный орнамент чаще всего в литературе определяется как сельджукский.
28. Наибольшие споры вызывает фрагмент фрески на западной пилястре внутренней аркады здания. Фрагмент росписи обнаружился в 1958 году, в момент отслаивания штукатурки. Фигура в красноватом одеянии с покрытой головой вырисовывается на светло-сером фоне. О. Домбровский считает, что это мужская фигура, изображающая святого с нимбом. Другие же исследователи полагают, что на фреске изображена женщина. Например, искусствовед И. Ф. Троцкая заявляет, что это однозначно женский образ. Доказательством тому является платок или своеобразный капюшон на голове изображённого.
29. Ныне в помещении музея экспонируются некоторые найденные на территории крепости следы Солдайи - фрески, пифосы, геральдические плиты и т.д.
30. Черепичное перекрытие помещения цистерн и вид на Консульский замок
31. Стилизованные под "средневековое ретро" биотуалеты. Правда, не работающие в разгар туристического сезона в середине лета. Что, впрочем, не удивительно.
32. В заключение рассказа о Генуэзской крепости - виды, открывающиеся с разных ее участков.
Сокол и мыс Капчик вдалеке
33. Судак, Алчак-Кая и Меганом. Вид с Девичьей башни
34. Судак, Карагач и Караджа
35. Дерево желаний
История Генуэзской крепости коротка. После того она была захвачена турками в 1475 г. башни и оборонные стены не ремонтировались. В 1783 г. укрепления перешли в собственность Российской империи и крепость начала приходить в упадок.
В наше время благодаря своей живописности, хорошей сохранности древних строений и легкодоступности, Судакская крепость часто использовалась как колоритная натура в исторических, приключенческих и сказочных фильмах.
Здесь снимались более сорока фильмов, таких как «Человек-амфибия», «Отелло», «Кольца Альманзора», «Одиночное плаванье», «Пираты двадцатого века», «Начальник Чукотки», «Зонтик для новобрачных», «Русь изначальная», «Одиссея капитана Блада», «Мастер и Маргарита», «Сократ», «Гамлет», «Марко Поло» и другие.
Кроме того, ежегодно на территории крепости проходит исторический фестиваль, посвященные рыцарскому искусству.
Автор: aquatek-filips. Источник: Генуэзская крепость в Судаке