![](https://i.lb.ua/118/13/f98009494673.jpg)
В блоге частично используется информация с официального сайта метрополитена, неофициального сайта и форума киевского метро, Википедии, из книги К.Козлова "Киевский метрополитен", а также архивные материалы добытые жж-юзером 81412 и различными Анонимусами, пожелавшими остаться неизвестными. Отдельное спасибо пресс-службе киевского метро за помощь в проведении фотосъемки на станциях.
Мы начнем экскурс со станции "Днепр", т.к. именно с нее ушел первый поезд киевского метро.
Станция «Днепр» была введена в эксплуатацию 6 ноября 1960 г. в составе первого пускового участка (Вокзальная – Университет – Крещатик – Арсенальная - Днепр) Святошинско-Броварской линии. Конструкция станции не имеет аналогов в киевском метро: станция располагается на эстакаде поперек Набережного шоссе и имеет платформы берегового типа (пути расположены между платформами) с навесом над вестибюлем станции; с восточного торца платформ к станции примыкает мост Метро, открытый на 5 лет позже, а с западного – крутой холм, в который уходит линия метро в сторону «Арсенальной».
Архитекторы: С. Павловский, Г. Гранаткин, А. Игнащенко, П. Красницкий, С. Крушинский.
Скульпторы: Ф. Коцюбинский, Е. Кунцевич.
Конструкторы: Г. Фукс, Л. Новоборский, Б. Игнатюк.
По данным официального сайта пассажиропоток на станции сейчас составляет всего 3 тыс. пассажиров в сутки. В былые времена пасспоток на станции был гораздо веселее, в последние годы он значительно сократился.
1. В отличие от других станций первой очереди, ранних эскизов ст. «Днепр» известно очень мало. Вот один из вариантов:
![](https://i.lb.ua/006/02/f97f3bdf3012.jpg)
В этом эскизе можно заметить несколько интересных деталей:
- станция изначально должна была располагаться вдоль реки;
- на станции всего один путь с глухим тупиком;
Все это наталкивает на мысль о том, что за станцией продолжения линии быть не могло, а сама станция могла задумываться как временное сооружение до продления линии в сторону левого берега.
Кроме того, длина платформы на станции должна была быть 105 м. Существует утверждение, что по изначальным проектам станции киевского метро должны были принимать 8-ми вагонные составы. Однако, при длине платформы 105 м на станции может поместиться только 5 вагонов, а это значит, что либо станции никогда не предполагалось строить для приемки 8-ми вагонных составов, либо от этой затеи отказались еще до засилья хрущевской экономии, либо станция "Днепр" действительно рассматривалась исключительно как временная, а выпускать на линию поезда длиной более 5 вагонов в первые годы работы метро не предполагалось.
Более поздних проектов, когда станцию "переселили" на эстакаду и развернули поперек набережной, увы, пока неизвестно.
2. Давайте посмотрим, как шло строительство станции. Платформенный участок собран из вот таких железобетонных балок. Для их установки на место соорудили небольшую эстакаду с двумя перемещающимися лебедками:
![](https://i.lb.ua/067/00/f97f3fa2c03d.jpg)
3. Начало сооружения эстакады:
![](https://i.lb.ua/024/21/f97f44e1dc49.jpg)
4. Будущий вестибюль станции:
![](https://i.lb.ua/035/33/f97f4d8bbfa4.jpg)
5. Вид на станцию с холма:
![](https://i.lb.ua/057/55/f97f4ee8f616.jpg)
6. Строительство близится к завершению:
![](https://i.lb.ua/097/32/f97f516f1662.jpg)
7. Предпусковые дни:
![](https://i.lb.ua/120/55/f97f52dc7395.jpg)
8. Станция в первые годы работы:
![](https://i.lb.ua/055/54/f97f56b2b600.jpg)
9.
![](https://i.lb.ua/086/22/f97f58a8b1ad.jpg)
10. Вестибюль станции с крытым участком платформ:
![](https://i.lb.ua/106/42/f97f59e24bfb.jpg)
11. До открытия в 1965 г. участка на левый берег станция была конечной. Поезда прибывали на 1-й путь (центр >> левый берег), высаживали пассажиров на левую (если смотреть из центра) платформу, выполняли посадку с правой платформы, а затем через съезд уходили на 2-й путь в сторону "Арсенальной". Такая же схема оборота через съезд перед станцией сейчас принята на "Выставочном центре".
![](https://i.lb.ua/002/02/f97f5b5e3c12.jpg)
12. Тот самый съезд, который находился перед порталом тоннелей. После того, как станция перестала быть конечной, съезд был разобран.
![](https://i.lb.ua/037/37/f97f5d853437.jpg)
13. Для выхода на левую платформу на 2-м пути были сооружены подмостья:
![](https://i.lb.ua/043/45/f97f6dc2e37f.jpg)
14. На платформах раньше был уложен асфальт. На этом же фото можно заметить еще одну интересную деталь: возле стрелки платформа становилась уже, чтобы уходящие на съезд вагоны не цепляли ее хвостом.
![](https://i.lb.ua/071/10/f97f6f892587.jpg)
15. Кассовый зал станции:
![](https://i.lb.ua/092/31/f97f70d71855.jpg)
Кроме непривычной конструкции, станция "Днепр" уникальна еще и тем, что первые 5 лет своей работы выполняла роль связующего звена между метро, мастерскими, в которых выполнялся текущий ремонт, и железной дорогой, через которую вагоны поступали в киевский метрополитен. Изначально предполагалось, что депо, обслуживающее линию, будет располагаться возле станции "Шулявская". Однако, станция вошла во второй пусковой участок и была построена на гораздо бОльшей глубине, нежели планировалось изначально, поэтому депо в последствии было построено возле ст. "Дарница". Сделать соединительную ветку с железной дорогой со стороны ст. "Вокзальная" было также проблематично, поэтому было принято самое нестандартное решение: связать метро с внешним миром с помощью станции "Днепр".
Чтобы доставить вагоны метро от железной дороги к станции, решили использовать проходящую рядом трамвайную линию. Мелкий ремонт вагонов выполнялся рядом со станцией в мастерских. Для перемещения вагонов с трамвайной линии и из мастерских на эстакаду был построен специальный подъемник с поворотным кругом.
16. Как это выглядело и работало можно наглядно представить по макету, который был построен машинистом Сергеем Хоменко специально для музея киевского метро. К трамвайной линии примыкал съезд, через который вагон можно было оттолкать либо в мастерские, либо сразу на поворотный круг. Рядом с вестибюлем станции было построено здание мастерских, которое стоит там и по сей день. И, наконец, под эстакадой станции располагался поворотный круг с подъемником, а по 2-му пути на эстакаде был оставлен проем для подъема вагонов. Стоит заметить, что до появления подъемника обсуждалось множество вариантов подъема вагонов, вплоть до однопутной деревянной эстакады уходящей от станции вниз.
![](https://i.lb.ua/025/28/f97f749c15ed.jpg)
17. Вагоны, прибывавшие на ж-д станцию Дарница, переставляли на временные тележки и через специально построенный съезд отталкивали на трамвайные пути. Временные тележки пришлось ставить из-за того, что родные не могли преодолеть так называемые "трамвайные" рельсы и кривые малого радиуса и вагон постоянно норовил сойти с рельс. От Дарницы вагон доставляли через мост Патона к ст. "Днепр", ставили обратно родные тележки и мотовозом заталкивали на поворотный круг под эстакадой:
![](https://i.lb.ua/091/31/f97f78bdc67b.jpg)
18. Вагон разворачивали на круге и, когда он оказывался под проемом, его поднимали на подъемнике вверх. После подъема вагон оттягивали мотовозом на ст. "Арсенальная", где в тупике проводилось формирование поезда. Аналогичным образом проводился и спуск вагона вниз для выполнения осмотра и ремонта в мастерских.
![](https://i.lb.ua/049/52/f97f76143845.jpg)
19. Так проводился монтаж подъемника. Снизу по центру ось поворотного круга, справа ферма, на которой разворачивали и поднимали вагоны, сверху виден проем в эстакаде, в который поднимались вагоны, и из проема вниз спускается, по-видимому, часть системы подъема:
![](https://i.lb.ua/000/04/f97f7af227b5.jpg)
20. Подъем первого вагона 20 октября 1960 г:
![](https://i.lb.ua/018/22/f97f7c18c147.jpg)
21. Поворотный круг во всей красе. Пока круг не использовался, ферма находилась в верхнем положении, поэтому на фото ее не видно, однако видно дополнительное ограждение на платформе станции вдоль проема. Изначально предполагалось, что подъемник будет использоваться для 20-30 спусков/подъемов в год, но в реальной жизни потребность в подъемнике оказалась куда выше и по состоянию на март 1962 г. он выполнил уже 630 (!) полных циклов спуска/подъема.
![](https://i.lb.ua/018/23/f97f840ec1f7.jpg)
22. В мастерских, построенных рядом со станцией, была всего одна канава на два вагона. Основной ремонт выполнялся здесь, а для ночного отстоя поездов использовались тоннели и тупики за станциями. Так выглядели мастерские изнутри:
![](https://i.lb.ua/057/62/f97f8679d49a.jpg)
23. При продлении линии до ст. "Дарница" и открытии одноименного депо поворотный круг с подъемником были демонтированы, а проем в эстакаде закрыт. Тогда на месте подъемника обосновался газон, а при реконструкции развязки в прошлом году из под земли были извлечены последние артефакты этого уникального механизма. Некоторые части круга переехали в депо "Дарница", где существуют по сей день в виде обычного поворотного круга.
![](https://i.lb.ua/109/51/f97f89b6484f.jpg)
24. Кстати, ранее на станции была еще одна интересная деталь: название станции над входами было выполнено в виде неоновой вывески:
![](https://i.lb.ua/007/13/f97f8b454fea.jpg)
24. В месте примыкания станции к мосту Метро расположены небольшие мостики, ведущие к двум вертикальным объемам из стекла и бетона, в которых размещены лестничными марши и дополнительные входы/выходы на станцию. Над ними установлены две монументальные статуи "Мир" и "Труд":
![](https://i.lb.ua/032/38/f97f8cdc01c9.jpg)
26. Выходы достаточно давно не используются и в настоящее время закрыты.
![](https://i.lb.ua/055/61/f97f8e4220de.jpg)
27. Открытая платформа всегда доставляла определенные неудобства в дождливую и снежную погоду, поэтому еще в 60-х годах появились первые идеи о ее накрытии. Но, как известно, эти идеи до сих пор не осуществлены.
![](https://i.lb.ua/080/23/f97f8fd6c965.jpg)
28. В завершение будет ряд современных фотографий станции. Вестибюль:
![](https://i.lb.ua/074/18/f97f9767c762.jpg)
29. Неоднократно менявшийся указатель маршрута движения:
![](https://i.lb.ua/086/42/f97ff7649614.jpg)
30. "Пришелец" на станции:
![](https://i.lb.ua/094/26/f97f3965356e.jpg)
31. Крытый участок платформы, совмещенный с вестибюлем:
![](https://i.lb.ua/014/21/f97f93a2c509.jpg)
32. Один из двух дополнительных неиспользуемых выходов со статуей "Труд":
![](https://i.lb.ua/124/04/f97f929d84f2.jpg)
33. Левая платформа имеет небольшой изгиб ближе к порталу:
![](https://i.lb.ua/018/38/f97ffb1c2446.jpg)
34. Открытую часть платформ освещают ртутные лампы, поэтому все вокруг имеет характерный зеленоватый оттенок:
![](https://i.lb.ua/054/11/f97ffd5d6c22.jpg)
35. Длина платформ станции, кстати, одна из самых больших в киевском метро - 124 м:
![](https://i.lb.ua/057/01/f97f965492a3.jpg)
Автор: Олег Тоцкий (tov-tob.livejournal.com). Источник: Метро, которого нет: станция "Днепр"