В то же самое время 10 % программистов, работающих в других городах, родились на территории Донецкой области, а большинство из них закончило Донецкие ВУЗы, согласно данным группы компаний “HeadHunter”.
Многие выходцы из Донбасса, работающие в Киеве, где располагаются офисы 21 компании из приведенного рейтинга, высказывают предположение о том, что IT-индустрия Донбасса имеет огромный потенциал и может за короткий промежуток увеличиться в разы. Основной причиной отсутствия ее роста они называют малое количество крупных компаний, имеющих офисы в Донецке. Возникает логичный вопрос, как можно их “завлечь” на территорию шахтерского края?
В ответе на данный вопрос часто ошибаются многие эксперты и рядовые работники отрасли информационных технологий. Высокая привлекательность Киева для IT-компаний объясняется его высокой степенью экономической свободы. Данный показатель на Донбассе пытаются повысить с помощью создания свободных экономических зон, технопарков и улучшения инфраструктуры. Но специфика создания СЭЗ на территории СНГ такова, что степень экономической свободы на их территории не отличается от аналогичного показателя на прочих территориях.
Одним словом, IT-индустрию на территории Донбасса пытаются развивать киевскими методами, не понимая, что эти два региона имеют совершенно разные экономические модели.
Донецкая область обладает чертами централизованного управления экономикой и общественной жизнью, но для развития отрасли информационных технологий это может быть большим плюсом, если правильно использовать данную особенность.
В IT-индустрии, слава богу, кризиса нет, потому что, анализируя и разговаривая с людьми из Америки, там он есть. Фирмы сокращаются и переводят производство в страны с более дешевой рабочей силой и с меньшими затратами - в Индию, Китай, к нам в Украину
— Эдуард Рубин, основатель и директор компании Telesens International
Стратегия создания или развития высокотехнологичных отраслей в Донбассе должна быть заимствована оттуда, где существует схожая модель экономики. В общем, Донецкой области следует развивать свою IT-индустрию по “китайскому пути”, благодаря чему в сочетании с уже имеющимся потенциалом донецкая IT-отрасль может стать одной из основных в регионе и значительно укрепить его позиции в мировой экономике. Таким образом, она может осуществить свой собственный блицкриг.
Под “китайским путем” развития экономики и в частности IT-индустрии понимается стратегия, когда группа, имеющая реальную власть в регионе, привлекает ведущие компании для работы на собственной территории, а также дает распоряжение ВУЗам, фискальным органам и т. д. всячески помогать пришедшим компаниям проводить модернизацию своего региона. Под ведущими компаниями подразумеваются те, которые входят в TOP-5 соответствующей индустрии страны.
Причем по некоторым критериям данный путь может оказаться более конкурентным, чем киевский. Например, компании, которые ведут разработку программного обеспечения в Киеве, несмотря на свои обороты в сотни миллионов долларов, до сих пор не могут повлиять на украинские ВУЗы так, чтобы они обучали студентов тому, что требует рынок. Дело в том, что университеты и институты страны в основном дают очень поверхностные знания по языкам программирования, практически не освещают аспекты работы на проектах, которые ведутся в Украине, вместо этого осуществляя чтение множества узкоспециализированных спецкурсов на подобие “Программирования запуска стратегических ракет 1980 гг”. Централизованное управление при поддержке Министерства образования может позволить легко справиться с подобной проблемой.
Финансирование первых капиталистических фабрик на территории современного Китая велось в основном за счет китайской диаспоры за границей. Возможно, ведущие IT-компании согласятся работать на территории Донбасса, только при условии, что большую часть рисков, которые могут возникнуть при создании их филиалов, возьмут на себя донецкие финансово-промышленные группы на правах деловых партнеров.
Такой сценарий вполне вероятен и оправдан. Но если донецкий крупный капитал все же пойдет на это, то он от этого только выиграет. Ведь крупные софтверные компании могут привести на Донбасс таких клиентов, как Deutsche Bank или Union Bank of Switzerland, делая, таким образом, регион субъектом мировой финансовой политики.
Тем более донецкие финансово-промышленные группы остро нуждаются в диверсификации собственной экономической деятельности, ведь стоимость их финансовых активов на данный момент падает вследствие низкого уровня передела их продукции.
Таким образом, быстрый и эффективный рост IT-индустрии Донбасса возможен и нужен региону. Чтобы его осуществить, необходимо использовать опыт территорий со схожей экономической моделью, которые успешно провели модернизацию собственной экономики, в частности будет рационально пойти по так называемому “китайскому пути”.
P. S.: Выражаю огромную благодарность за организацию форума “Индустрия информационных технологий 2012” руководителю управления Донецкой облгосадминистрации Ксении Евгеньевне Барановой, декану моего факультета Александру Яковлевичу Аноприенко, а также модератору Секции № 1, где прозвучал этот доклад, Юрию Валентиновичу Ладыженскому.