Герой президента и его администрации – Червонопиский. Не мудрено, мы («Никто, Кроме Нас») штурмовали парламент, а он в эфирах извинялся за этот штурм. Наши парни из «Никто, Кроме Нас» теряли бизнес после разворота спиной и штурма Рады, а его структуры приобретали бюджетное финансирование аккурат после штурма и подписания с властями Меморандума о сотрудничестве. Мы отрицаем саму возможность теплых отношений гражданских движений с властями, как контролер может дружить с контролируемым. Поэтому мы, «Никто, Кроме Нас» - враги власти. Логично.
А Сергей Червонопиский ее герой, он на билбордах, контролируемых властями, на телеканалах, контролируемых властями, и с медалями, полученных в разные времена из рук разных властей. И не только властей, украинских, говорят, одна из первых его наград была получена в Москве за посильное участие в травле Сахарова на первом съезде народных депутатов СССР. Как он там сказал: «Мы глубоко возмущены безответственной выходкой ученого, просим дать разъяснения…» А через полгода после этого выступления Червонопиского Сахаров умер. Сегодня Администрация президента мобилизовала афганского чиновника раскалывать движение ветеранов. Ну и как положено, звание героя за это дала. Ладно. Эта награда из рук властей станет фактором единства для остальных ветеранов.
Я хочу сказать о другом. В понимании людей, которые воевали, государственные награды – ценность. Это оценка либо их военной доблести либо гражданских трудов. У нас, ветеранов, сохранилось, возможно, свое идеалистическое представление о наградах.
К государственным наградам относятся не как к наградам, которые действительно даются за какие-то достижения, а как к наградам, которые формально вручаются друзьям и товарищам на день рождения представителей власти
— Николай Томенко
Когда я был в Афганистане, мой ротный командир Селиванов трижды сбегал от получения наград. В нашей роте за весь период войны не было ни одной потери. Он заслужил ордена, к которым его представляли, но отказывался их брать. Мотивируя это тем, что высоту брали всей ротой, и он не может получать награду один. Когда я ликвидировал последствия землетрясений в Лениникане и Спитаке я был свидетелем получения наград. Заслуженных наград, люди получали их за то, что рискуя жизнью ежедневно спасали других людей.
Звание героя Украины не пустой звук для людей, которые служили в армии и воевали. Когда мы узнали, что Червонопиский его получил, мы подняли весь список тех, кому присваивалось звание «Героя» за годы независимости. И в целом остались этим списком довольны. Там военные, которые устанавливали флаг над Рейхстагом и спасали детей из-под колес поезда, там спортсмены и артисты, известные на весь мир, там есть десантник, который ценой жизни спас студента-парашютиста. Хотя в разные годы в этом списке случались чиновники с сомнительной репутацией и еще более сомнительными достижениями. Но там было много людей достойных награды.
Но звание Героя Украины, как чемпионский пояс в боксе, должно иметь свое подтверждение. Это подтверждение - народные любовь и признание. Если пожалованные герои Украины не узнаваемы и нелюбимы, то эта награда обесценивается. Если таковых много, то она просто девальвирует. Если у него нет трудов или поступка, способного воодушевить и вздрогнуть его соотечественников, то его забудут. Если это звание – плод усилий чиновников, которые хлопотали и представляли к награде своего человечка, и у которых есть свой коммерческий интерес, то общество останется равнодушным к этому герою. Сегодняшняя наградная политика Администрации Президента этот путь обесценивания наград. Их абсолютная девальвация. Останавливаться подробно на всем списке новых героев не хочу, критерии подбора сомнительны. Но я верю, что в Украине по-прежнему есть герои. Но службы президента либо не захотели либо не сумели их найти. Да и его службы далеки от народа. Впрочем, во всем есть свои позитивы. Герои периода Януковича просто оттеняют тех, кто по-настоящему любим своим народом.