В истории политических систем можно найти по крайней мере одну страну, чей путь развития мы повторяем с поразительной точностью. И речь не только о политических кланах в парламенте. Была там и покупка избирателей оптом и в розницу, и практика полной смены аппарата госслужащих (вплоть до почтальонов) после победы на выборах другой политической партии. И выделение подрядов на строительство крупных инфраструктурных проектов аффилированным компаниям. Или не аффилированным – за откат. Про мелочи вроде массового использования грязных технологий во время избирательной кампании на фоне уже перечисленного даже неловко вспоминать, однако и это тоже было. Возможно, многие уже угадали нашего «политического предка» – это Америка XIX - начала XX века.
Чтобы убедиться в правоте моих слов, необязательно даже изучать политологию, многое описано в классической литературе.
О грязных технологиях, мало изменившихся с тех пор (клевета на оппонента в прессе) хорошо пишет М. Твен в рассказе «Как меня выбирали в губернаторы». А описание получения подрядов на строительство в некоторых американских городах Т. Драйзер отобразил в целом трехтомнике. Кстати, про скупку голосов там тоже есть.
При всей непохожести Украину и США роднит дискретность политической истории (хотя «политическая история» – тот еще оксюморон). Обретение независимости и связанное с ним государственное строительство предполагают отрицание прошлого, в т.ч. и прошлого опыта государственного управления. И хорошо, если в ментальности еще активен какой-либо более ранний опыт, который можно взять за основу. В противном случае государственное строительство очень напоминает ориентацию в пространстве ослепшего человека.
Трудно, конечно, воспринимать все это как неизбежные болезни роста, но, видимо, иного выхода нет. Главное, чтобы процесс имел результат, а не превращался в привычку: политические кланы сохранились в США до сих пор. Любопытно, сколько мутаций сохранит политическая система Украины, когда вступит в зрелый возраст?