Противники предложенного президентом Олландом закона требуют всенародного референдума. Им на руку падение сторонников однополых браков среди старших возрастных категорий за последние месяцы. Перед сильной информационной кампанией против однополых браков пока устояла только молодежь 18-24 лет.
Согласно опросу CSA в ноябре 2012 года, в этой возрастной категории за однополые браки выступали 76% (столько же и в августе), всего же среди французов поддерживали новый закон 58% (46% мужчин и 60% женщин). 29 января ожидается рассмотрение законопроекта во французском парламенте, в марте - внесение изменений в законодательство о семье. Таким образом, можно быть уверенным, что противостояние будет нарастать, а тема однополых браков не сойдет со страниц французских газет еще как минимум несколько месяцев. В этом анализе французской прессы представлена лишь малая часть того, что пишут о противостоянии французские СМИ.
Либеральный журнал Marianne представил читателю ряд мнений, как сторонников, так и противников однополых браков. Тему открывает известный французский журналист и писатель Морис Шафран со статьей «Остановите гражданскую войну!». «Утвердить однополые браки не означает ослабить право на семью, но, наоборот, нужно позволить нашему обществу адаптироваться к эволюции нравов. В конце концов, обсуждение не должно быть запрещено или проходить в форме истерики» - считает Шафран.
Французы предпочитают проект «Брак для всех», потому что для многих граждан этот закон означает равенство. Ввести новые права не означает отменить права, которые существовали до них, ведь традиционную семью никто не отменял. Страны, которые утвердили до Франции однополые браки: Нидерланды, Бельгия, куда более католические Испания и Португалия, не стали жертвой гражданской войны или хаоса после утверждения закона.
Серж Портелли, вице-президент Парижского суда, в статье «Любовь не признает иерархии» для Marianne выступает в поддержку однополых браков. Статья сопровождается карикатурой, где протестующие французы с плакатом «Нет однополым бракам», кричат: «В противном случае мы уедем в Россию!». Портелли считает, что в ходе кампании были использованы недопустимые сравнения однополых браков с зоофилией и инцестом, а также апокалиптические предсказания о смерти цивилизации в результате принятия закона.
Впрочем, ближайшие соседи Франции уже пережили подобную панику, пора покончить со старой дискриминацией, и, наконец, воплотить в жизнь один из фундаментальных принципов Французской республики - равенство. Природу пары определяет не мужской или женский пол, считает Портелли. «Роль каждого больше определяется личностью человека, а не его биологическим полом. Мы имеем дело с функциями, а не ролями, предопределенными природой. Право на развод, гражданские союзы, искусственное оплодотворение: все эти реформы, которые хулили в свое время, вошли в наше право и наш менталитет. Они всегда сопровождались не падением нравов, а рождением новых ценностей прогрессирующей демократии»
Эрик Фассен, профессор политических наук университета Paris-VIII, в статье для «Marianne» «Церковь натворила бед в этом столкновении» напоминает роль, которую сыграла католическая церковь в запрете гражданских союзов для гомосексуалистов в 1998 году. В дебатах вокруг однополых браков наибольшее участие принимают религиозные организации, их позиции невозможно различить. Речь идет о позиции главного раввина Франции, который призывает к «человеческой экологии», позиции кардинала Барбарена (он же архиепископ Лионский), который называет закон легализацией инцеста и групповых внебрачных связей, позиции Союза исламских организаций Франции, которые твердят о зоофилии и полигамии. Фассен обвиняет «Союз за народное движение», партию экс-президента Николя Саркози, в создании союза с католической церковью против законопроекта и подрыве основ светского государства.
Фракция сторонников Саркози в «Союзе за народное движение» продвигает внесение изменений в Конституцию, которые должны декларировать, что «Франция является светской Республикой с христианскими традициями». Основной триумфатором полемики вокруг однополых браков Фассен считает католическую церковь, которая добилась возвращения в политику. Разношерстные митинги борцов с однополыми браками все больше напоминают ему Гей Прайд. Впрочем, Фассен уверен: когда закон будет утвержден и войдет в традицию, многие правые перестанут протестовать. А церковь останется в одиночестве со своей борьбой в арьергарде.
Анна Дюфурмантель, психоаналитик, в статье для «Marianne» «Другое название для новой реальности», осуждает раздающиеся призывы к возможности самоопределения как мужчины, или женщины в соответствии с желанием, а не природой. Она считает недопустимым опыт Швеции, где для обозначения маленьких детей выдумали нейтральное местоимение вместо «он» или «она», а пол рождения считается культурно детерминированным бременем.
Не менее беспокоит ее введенная в Аргентине возможность менять пол в документах без каких-либо операций и медицинских комиссий. «Почему бы для гомосексуального союза не придумать другое имя, новую клятву для новой реальности?» - пишет Дюфурмантель, утверждая, что нет гомофобии в новом названии (вместо брака) для союза однополых пар.
Другие французские СМИ также уделяют много внимания проблеме однополых браков, правда большинство из них заняли категоричную позицию «за» или «против»
Элен Бекмезян и Давид Рево в статье «После демонстрации - битва в парламенте» в газете Le Monde пишут, что массовый характер демонстрации против однополых браков 13 января никак не повлиял на правительство и левое парламентское большинство. Министр внутренних дел Мануэль Вальс так прокомментировал ситуацию: «Мы всегда признавали, что мобилизация будет очень сильной. Есть смысл сконцентрироваться на цели: принять законопроект». В то время как президент заявляет, что не собирается отказываться от реформы брака, главная оппозиционная партия страны внесла в законопроект 800 поправок.
Дебаты по законопроекту пройдут 29 января, через 2 дня после объявленной на 27 января массовой мобилизации манифестации всех сторонников однополых браков. Представители левых уже готовятся к словесным баталиям по каждому из пунктов предложенного законопроекта, а в ответ на просьбы организаций защиты прав гомосексуалистов, депутаты-социалисты записали убеждающий видеоролик для противников законопроекта.
В статье Дидье Арно и Алена Офре «Правые и католики в крестовом походе» на страницах симпатизирующей левым газеты Libération, обсуждают финансовую и организационную составляющую «Демонстрации для всех» 13 января. Она обошлась организаторам в 1 миллион евро. Демонстрация в поддержку однополых браков, намеченная на 27 января, имеет бюджет в 15-20 тысяч евро. «Рабочей лошадкой» протестов, обеспечивающей логистику, можно считать организацию борьбы с абортами Alliance Vita. Также растет количество подписавших петицию организации верующих «Reseaux du parvis» с требованием замолчать, обращенным к епископам и священникам, «которые не имеют права говорить от имени всех католиков, с которыми они никогда не консультировались».
Участие представителей католической церкви в акциях протеста по-разному оценивают и внутри церкви. Оппозиция законопроекту здесь единогласна, но значительная часть священников предпочитают писать статьи, открыто обсуждать его, а не протестовать. Если архиепископ Лионский призывает выходить на демонстрацию, архиепископ Парижа заявил, что на демонстрацию выходить не будет, но демонстрантов поприветствует. «Нет желания вступать в прямую политическую оппозицию правительству» - объясняет редактор католического журнала La Vie Жан-Пьер Дени.
Также католическая церковь в отличии от 1984 года, когда 850 тысяч французов протестовали против закона об образовании, выдвинутого правительством социалистов, уже не в состоянии возглавить колонну протестующих. Но в состоянии заручиться поддержкой ряда СМИ, которые выдумали на днях термин «катофобия» в отношении министра образования, выступившего против дебатов о проекте закона в католических учебных заведениях.
Деликатная проблема однополых браков привела к появлению в ключевых политических партиях Франции фракций сторонников и противников законопроекта, предложенного президентом. Об этом пишет Саид Маран в статье «Брак для всех, трудности для многих» на страницах «Le Point». Представители левых партий Франции, по-прежнему одобряют принятие законопроекта, лишь незначительная группа социалистов-католиков выступают «против». Еще 61 депутат-социалист выступили против законопроекта об искусственном оплодотворении на встрече парламентской группы крупнейшей партии французского парламента.
Среди представителей правых партий, ситуация обстоит сложнее, здесь есть многочисленные разногласия не только между противниками и сторонниками законопроекта, но и разногласия в рядах противников. В крупнейшей оппозиционной партии «Союз за народное движение» экс-президента Николя Саркози, новый лидер партии Франсуа Копе принял участие в акции. Часть политиков из этой партии принимают участие в демонстрациях против однополых браков в качестве «обычных граждан», некоторые отказались выходить на акцию протеста из-за ожидаемого присутствия Национального фронта. «У меня нет никакого желания маршировать рядом с членами Национального фронта и католиками-традиционалистами» - объясняет депутат Франсуа Баруан.
В свою очередь, Марин Ле Пен, лидер «Национального Фронта», отказалась от участия в демонстрации, утверждая, что она будет использована сторонниками Саркози и Копе. Несмотря на отсутствие своего лидера, Национальный фронт призвал активистов к мобилизации для участия в демонстрации. Единства во взглядах на вопрос браков среди французских правых нет. Например, вице-президент «Союза за народное движение» Люк Шатель считает излишним, выпущенный его партией плакат с лозунгом «Не трогай мою маму и моего папу», который к тому же является плагиатом на плакат кампании SOS Расизм «Не трогай моего товарища». Есть среди членов «Союза за народное движение» и маленькая фракция в поддержку однополых браков, возглавляемая депутатом-гомосексуалистом Франком Ристером.
Фабрис Мадуа в статье «Все на демонстрацию!» в консервативном журнале «Valeurs actuelles» пишет, что открытие возможности браков для гомосексуалистов имеет глубоко пагубный характер, а президент Франсуа Олланд ведет в этом вопросе провокативную политику. Законопроект, который сейчас все более беспокоит французов, зародился в статье «Брак нового рода» под авторством Клементин Отен и Кристофа Жирара на страницах «La Liberation» еще 14 апреля 2004 года.
Предложения в этой статье отражают стратегию ЛГБТ-активистов по разрушению «гетеропатриархальных и семейных ценностей», которые вызывают у них отвращение. «Либертарная утопия, которая ведет к разрушению института брака, теперь воспринимается как рабство» - пишет Фабрис Мадуа. Журналист акцентируют внимание, что дети во главе колонн протестующих оказались не случайно, речь идет о ясности их будущего. Президент и министр юстиции Кристин Тобира, разработчик «цивилизационной реформы» (как они называют введение однополых браков) переоценили поддержку французами этих новшеств.
Они также отказывались и игнорировали предложения о дебатах со стороны противников проекта. Несмотря на требования парламентской «Антанты за семью» (более 200 депутатов и сенаторов) противники так и не получили аудиенции у президента. Мадуа, напоминает, что в 1998 году, когда социалисты потратили все силы на борьбу за гражданские союзы для гомосексуалистов, борьба социалистов с более важными проблемами, с безработицей и преступностью отошла на второй план, провалилась, и правительство Лионеля Жоспена (1997-2002) пало.
Консервативная газета промышленного магната Сержа Дассо «Le Figaro» выступает против однополых браков и пишет о триумфе оппозиции. Главный редактор газеты Алексис Брезе пишет в статье «Голос народа», что численность демонстрантов не имеет значения, вся Франция смогла 13 января убедиться, что они не являются просто религиозным лобби, несмотря на присутствие католических организаций, ни тем более лишь одной категорией населения. И хотя они представляют, согласно опросам, пока еще меньшую часть населения страны, их никто уже не может называть просто «улицей», это французы. И они не хотят принимать новый «цивилизационный проект», считая, что фундамент цивилизации - это брак, как союз между мужчиной и женщиной с целью иметь детей.
Бруно Жёди на страницах еженедельника «Journal de Dimanche» приводит информацию недавних опросов в отношении однополых браков. Согласно опросу Ifop-JDD от 10-11 января 2013 года 62% французов считают, что обсуждению проблемы однополых браков уделяют слишком много внимания, 13% французов считают, что нужно уделять больше внимания этой проблеме, и 25% считают, что внимания достаточно. О том, что внимания проблеме слишком много считают: 55% сторонников левых партий, 67% сторонников «Союза за народное движение» и 68% сторонников «Национального фронта». 59% французов считают, что демонстрации против однополых браков преследуют цель защиты семейных ценностей, 46%-борьбы с политикой правительства, и 45% думают, что они вызваны конфронтацией сторонников светского и религиозного государства.
Еженедельник сообщает, что в парламенте собрано 88 подписей депутатов и 27 подписей сенаторов в поддержку проведения референдума об однополых браках. В заявлении подписавшихся говорится: «такое существенное ниспровержение принципов, на которых основывается семья, общество и цивилизация не должно быть осуществлено обычным законом». Подписавшиеся депутаты требуют: «Мы торжественно просим президента Республики поставить на референдум законопроекта о «браке для всех», чтобы каждый француз взвесил все последствия». 69 % французов по опросу Ifop-Valeurs actuelles от 3 января выступают за проведение референдума по вопросу.
Кристель де Таддео в статье «Кулисы мегадемонстрации» в Journal de Dimanche пишет, что демонстранты против однополых браков учли ошибки прошлого. В 1999 году во Франции во главе с Кристин Бутен проходили демонстрации против гражданских союзов гомосексуалистов под лозунгами «Вы животные» и «Грязные …- убирайтесь в ад». За прошедшее время много изменилось, теперь лозунги звучат как «Один папа и одна мама-это нормально». Но национальной мобилизацией занимается все тот же Alliance Vita (борцы с абортами и эвтаназией), основанный Кристин Бутен в 1993 году.
Организатор протестов – Фрижид Баржо , скандально известная французская юмористка (Фрижид Баржо-псевдоним и пародия на Бриджит Бардо), сделала все, чтобы «Демонстрация для всех» носила мирный, не была приватизирована религиозными или политическими организациями. Высокий уровень организации и распределение функций между активистами, позволило найти массовую поддержку в социальных сетях, и даже среди небольшой христианской фракции внутри Соцпартии. На демонстрацию 13 января было мобилизовано только усилиями организаторов 5 высокоскоростных поездов для 47 тысяч участников из провинции, 900 автомобилей для потребностей демонстрации.
Использована информация изданий: Le Monde за 15 января, La Liberation за 12-13 января, Marianne, выпуск за 12-18 января, Le Figaro, выпуск за 14 января, Le Point, выпуск 10 января, Les Valeurs actuelles, выпуск за 10 января, Journal du Dimanche, выпуск за 13 января.