Со старта правления Саакашвили поступали тревожные сигналы, свидетельствовавшие о его стремлении укрепить президентскую власть. Этой цели служило введение 7% барьера на парламентских выборах 2004 года и даже реформа полиции, которая создала эффективную структуру, использованную затем против оппозиции. Жестокий разгон акций протеста в ноябре 2007г. и 26 мая 2011г. подтвердил, что высокая оплата труда в полиции служит не только борьбе с криминалом, но и для решения политических задач. В 2012г. оказалось, что в Грузии тоже есть пытки в тюрьмах, что в государстве Саакашвили, как и в государстве Януковича, заключенный может упасть с высоты собственного роста и погибнуть.
Списки политзаключенных в Грузии показали тенденцию закручивания гаек после протестов 2007г. и поражения в войне с Россией. За падение рейтинга Саакашвили ответила оппозиция, почти все политзаключенные появились после ноября 2007г. Многие грузинские оппозиционеры, оказалось, любили хранить у себя дома наркотики и заниматься изготовлением взрывчатки. «Правоохранительным органам» любого полицейского государства такое хобби оппозиционеров всегда нравилось.
Сторонники Саакашвили намеренно вводили в заблуждение общественное мнение за рубежом, в том числе в Украине, выдвигая на все случаи жизни, в отношении любых протестов против политики Саакашвили, фактор заговора Путина против Грузии. Любой протест объяснялся связью протестующих с внешним врагом, их продажностью. Этому идеально способствовало поражение в войне 2008 года. Заговор Кремля стал чем-то вроде заговора масонов и использовался для объяснения любых противоречий в обществе.
Нужно отметить, что новое правительство Грузии может повторить судьбу администрации Саакашвили. Свидетельством того, что изменения в Грузии обратимы, является разгон демонстрации молодежного движения «Лаборатория 1918» и Социал-демократической партии Грузии 1 мая. «Лаборатория 1918» организовала протесты против трудового законодательства, принятого администрацией Саакашвили, против увольнения оппозиционных преподавателей и актов насилия по отношению к студентам-оппозиционерам в Тбилисском университете в 2011-2012 годах, против пыток в тюрьмах в сентябре 2012 года.
Поражение на выборах в октябре кандидата от «Единого Национального движения» Давида Бакрадзе свидетельствует, что большинство грузин хотят изменить курс страны. 21% на выборах или около 10% от общего количества избирателей –это фиаско. На тех, кто проголосовал против кандидата Саакашвили, вновь посыпались обвинения в принадлежности к силам «совка» и Кремля, стремлении хватать булки с деревьев. Мне кажется, сторонники Саакашвили в очередной раз просто оскорбили большое количество людей, связав их с загнивающим режимом в России.
Поэтому захотелось представить альтернативное мнение. Воспользовался такой возможностью на недавней конференции представителей европейских профсоюзов в Киеве. Мыслями о причинах падения Саакашвили и о будущем Грузии поделился вице-президент Конфедерации профсоюзов Грузии Гоча Александрия.
В чем причина падения популярности Михаила Саакашвили и недавнего поражения его кандидата на выборах?
За Саакашвили, начиная с 2008г., голосовало меньшинство избирателей, были фальсификации, которые прикрывали постепенное падение его рейтинга. Фальсификации облегчало то, что последняя перепись населения в Грузии была проведена в 2002г. Саакашвили отказался от проведения такой переписи перед выборами 2012 года, в результате мы не знаем, сколько у нас избирателей, и сколько было вброшено бюллетеней за партию Саакашвили. Никто о фальсификациях не говорил, особенно его друзья в Республиканской партии США и Европейской народной партии. После того как провели демократические выборы в этом году, все увидели, какой у него рейтинг.
В 2004-2006 годах политическая сила Саакашвили несла новые идеи: больше демократии, больше свобод и прав человека, интеграция в ЕС и НАТО. На рост криминальной активности ответили реформой полиции и криминал подавили самыми жесткими методами. Многие это поддержали.
Но затем ситуация с правами человека ухудшилась. Помимо криминальных элементов в тюрьме оказались политзаключенные, люди, неугодные Саакашвили . Единственное, что им инкриминировали: они расходились во взглядах с президентом. Ухудшилась также ситуация с правами профсоюзов.
В прошлом году, после парламентских выборов была проведена широкомасштабная амнистия, был принят закон о политзаключенных. Этот статус получили 250 человек. Саакашвили это не понравилось. Он начал говорить, что даже в Бирме и Северной Корее по 3-4 политзаключенных (в Северной Корее 24,7 млн. политзаключенных, в Бирме оппозиционеры обычно не доживали до этого статуса - прим. авт.), не может быть в Грузии 250.
Последние 3-4 года правления Саакашвили – это сплошной кошмар, ничего общего с демократией. Результат выборов в этом году прогнозируемый. Я удивлен, что Давид Бакрадзе так много голосов получил, но есть объяснение – голосовали за представителя партии Саакашвили, а не за него лично. Саакашвили столько голосов не мог получить. На Давида Бакрадзе у общества столько злости не было. Сторонники Саакашвили должны быть довольны таким результатом.
Неужели Саакашвили для Грузии ничего хорошего не сделал?
Сделал. Пиночет тоже много «хорошего» сделал (смеется).
А почему вы сравниваете его с Пиночетом?
Стиль правления и способ осуществления реформ напоминает пиночетовский. Давление на людей, использование черного пиара, расправа с конкурентами – это маленький перечень. Да, у нас полиция не коррумпирована, среднее и низшее звено госслужащих тоже, но есть элитная коррупция – коррупция среди руководителей, близких к Саакашвили. Обратите внимание на доклады Transparency International и Хельсинкской группы по Грузии, там идет речь об элитной коррупции. Мы можем говорить о позитивной стороне его правления, но дороги и благосостояние полицейских – не самое главное в жизни.
Спецслужбы также пытались контролировать православную церковь, Синод. А у церкви – огромный авторитет в обществе. Я сам православный, хожу регулярно в церковь. Один из последних опросов показал положительное отношение к православной церкви у 92% грузин. Это самый высокий показатель доверия к общественному институту.
Вы на этих выборах голосовали за Иванишвили?
Я голосовал за коалицию «Грузинская мечта». Почему? Чтобы режим Саакашвили прекратил существование. Может через 10 лет всплывет, что Иванишвили был связан с Путиным, но за год его руководства никаких доказательств этой версии его оппоненты не предоставили. Подозрения посеяли у всех, но Саакашвили не смог использовать эту версию, ни в прошлом году, ни на этих выборах. «Грузинская мечта» не отказывается от планов интеграции в ЕС и НАТО, и аргументы подобрать ему сложно.
Я не защищаю Иванишвили. Может быть снова вернется коррупция, преступность. Но за год после поражения партии Саакашвили этого не случилось. В феврале-марте амнистировали 8,5 тыс.заключенных, но всплеска криминальной активности нет. Если коррупция и преступность вернется, мы будем первыми, кто об этом скажет.
Сторонники Саакашвили утверждают, что он преодолел советское и постсоветское наследие в экономике и обществе, осуществил важные реформы, так ли это?
Мы очень надеялись в 2004г., что с Саакашвили преодолеем советское наследие. Но он не только не дал шанс его преодолеть, он в разных формах вернул «совок»– тотальный страх в обществе. Люди испытывали страх, который испытывали к спецслужбам и власти до Перестройки. Этот страх исчез в конце 1980-ых и вновь возник при Саакашвили. Нельзя было по мобильному телефону жене позвонить, чтоб тебя другие люди не слышали. Мы разбирали телефон и вынимали батарею. Может и дурацкий поступок, но считали, что так не прослушают. Наше Министерство внутренних дел во главе с Вано Мерабишвили начало выполнять роль «Министерства любви» в романе «1984». Они заставляли любить режим Саакашвили.
Когда начались протесты учителей, главе нашей Конфедерации профсоюзов Ираклию Петриашвили угрожал непосредственно заместитель министра образования. В 2009г. его не пускали в аэропорт, надели наручники и требовали, чтобы он отказался от посещения конференции Международной организации труда. Он вез оригинал нашей жалобы в МОТ по ситуации с трудовыми правами в Грузии.
А что полезного сделало правительство Иванишвили за год правления?
Произошли улучшения в трудовом законодательстве. Мы сейчас активно работаем с Министерством труда и Министерством юстиции, они рассматривают рекомендации от МОТ. Предыдущее правительство не обращало на них внимание, нынешнее – идет на встречу. В июне вступили в силу изменения в Трудовом кодексе. Уже нельзя уволить человека без объяснения причины (такая форма использовалось для лишения работы оппозиционеров – прим.авт.). Предыдущая редакция Трудового кодекса (2006г.) устанавливала неограниченный рабочий день, теперь он сводится к 40 часам в неделю, за сверхурочную работу идет уже другая плата. Саакашвили закрепил безграничное использование краткосрочных контрактов, мы сейчас пытаемся ограничить сферу их применения.
За 7 лет действия Трудового кодекса (из-за принятия этого кодекса Грузии грозило исключение из европейской системы преференций в торговле в 2009г.-прим.авт.) люди почувствовали, что потеряли. У вас еще есть шанс остановить подобное в Украине, если вы не допустите принятия новой редакции Трудового кодекса (имеется ввиду проект Трудового кодекса народных депутатов от Партии регионов Стояна и Сухого–прим.авт.). Он похож на тот, который принял Саакашвили. Были забастовки шахтеров и металлургов, бастующих увольняли с работы. Коллективные договора и трехсторонние переговоры не только не поощрялись, наоборот, они посягали на это право активно и неприкрыто.
Теперь в Трудовом кодексе появились изменения – глава о коллективных переговорах и роли социального партнерства, трехсторонних комиссиях (работодатели, профсоюзы, правительство). Изменения есть, для нас их недостаточно, но прогресс ощутим. Сейчас Министерство юстиции ведет с работодателями и профсоюзами переговоры по правам трудящихся женщин. Речь идет о продолжительности декретного отпуска, размере оплаты труда во время декретного отпуска, защите беременных от увольнения. При администрации Саакашвили беременные женщины не имели никаких льгот, компании перестали выплачивать пособия по беременности и родам.
Есть ли позитивные изменения в сфере образования и здравоохранения?
При Саакашвили серьезно урезали затраты на сектор здравоохранения и сократили количество медработников. В 2007г. ввели таргетированную программу медицинского обслуживания – создали реестр бедных пациентов, систему оценки бедности – им предоставляли бесплатную медпомощь. Была проведена приватизация больниц и поликлиник. Уровень обслуживания упал, хотя Саакашвили надеялся на обратное. В регионах закрыли много больниц. Многие населенные пункты находятся в горах: представьте как добираться жителям к врачам, или скорой помощи к пациентам. Жителям приходится приезжать для лечения в Тбилиси, и чтобы остаться, нужно за жилье платить. У людей денег много таким туризмом заниматься?
Правительство Иванишвили вернуло универсальное медицинское обслуживание. Проблем много, не решен вопрос с дорогостоящими операциями от тяжелых заболеваний. Но в ряде случаев применяется механизм софинансирования. Моему родственнику делали протез, 10% заплатила семья (250 дол. из 2500), остальные 90%-государство.
Либертарианский подход правительства отображался не только в трудовом законодательстве. Когда Саакашвили реализовал свои реформы, никто не проявил солидарности с учителями и медиками. В 2006-2007 годах проходила образовательная реформа. Ввели ваучерную систему, школам давали финансирование в зависимости от количества учеников в школе. Многие школы остались без финансирования – не было чем платить за отопление и электричество.
Правительство ввело обязательную сертификацию учителей. Началась кампания черного пиара со стороны СМИ, почти полностью монополизированных правительством. Показывали видео, снятое мобильными телефоном учеников: как учитель толкает или осуждает ученика, представляли учителей как грубых людей, непрофессионалов, недоучек, неспособных обучать детей. В 2009г. профсоюз учителей (самый большой в стране) восстал против такой политики и начал общенациональную забастовку. Власти вызвали трения в профсоюзе, пытались поставить своего человека во главе профсоюза, но этот план провалился.
Нынешнее правительство не демонстрирует системного подхода к проблемам образования. В сфере образования очень большие проблемы с квалификацией преподавателей. Выход есть: нужно не выкидывать преподавателей с работы через процесс сертификации, а профинансировать переквалификацию. А старым преподавателям нужно обеспечить достойную пенсию, они сохраняли образование в самые тяжелые времена для страны.
Как вы думаете, Саакашвили еще вернется на политическую арену?
Бог знает. В это с трудом верится. Нынешнее коалиционное правительство должно проводить глупую и зверскую политику, чтобы этот сценарий реализовался. Саакашвили тоже начинал свое правление очень успешно, был популярным политиком. Может быть, сторонники Иванишвили повторят его путь. Но я хочу оставаться оптимистом.