Все смешалось в доме «краматорских»... Кто еще два года назад мог предположить, что ректор крупнейшего ВУЗа города может податься в гордепутаты не от «Партии регионов»? А теперь — пожалуйста. И вот Виктор Ковалев из ДГМА (где когда-то преподавал отец Ефимова) идет по округу №39 в статусе члена партии «Наш Край». При этом сам представитель фракции БПП в открытую лоббировал именно «крайнюю» партию.
Напомню, нардеп Максим Ефимов вышел из Партии регионов в июле 2014 года. Выиграл парламентские выборы как самовыдвиженец у ставленника «НКМЗ» и «чынного» нардепа Юрия Боярского. Затем вступил во фракцию БПП и создал общественную организацию "Наш Краматорск". Но в итоге стал «лоббировать» партию «Наш Край» на местных выборах. А затем неожиданно подался в мэры. А вот официальный кандидат «краян» Андрей Бессонный (помощник Ефимова в Раде) в последний день, когда можно было «правильно» выйти из предвыборной гонки, воспользовался этим правом.
У оппонентов из «ОппоБлока», к слову, не так всё гладко с партийной принадлежностью — слишком много людей с отметкой «беспартийный». Впрочем, даже если бы все начальники цехов, юристы, бухгалтера «НКМЗ» были «с членством», вряд ли бы это избавило от ощущения, что в горсовет идет партия единомышленников, а не пытается протиснуться (того гляди — и раздавит само здание) огромный завод.
Сегодня краматорский «ОппоБлок» - это исключительно завод «НКМЗ» и аффилированные с ним структуры (как вот Краматорское высшее профессиональное училище №14, от которого идут сразу два кандидата).
Зато «Наш Край» представляет заводы и структуры, в большей или меньшей степени связанные с президентом «Энергомашспецстали» (ЭМСС) Максимом Ефимовым (правды ради нужно отметить, что уши одиозного семейства Близнюков маячат неподалёку). Поэтому посланники, собственно, «ЭМСС» разбавлены представителями других заводов — КЗТС, СКМЗ, ферросплавного. И если «ОппоБлок», то есть «НКМЗ», привлекал руководителей профтехучилищ, то «Наш Край» поднял планку выше — сразу пятеро руководителей Донбасского института техники и менеджмента подались в депутаты (о ректоре ДГМА уже упоминалось, а ведь есть же еще руководитель Машиностроительного колледжа и сразу два школьных директора).
Зато по части здравоохранения — почти паритет. Но если от «НКМЗ» идет замначальника городского здравоохранения Валерия Мельник, то от «краян» - начальник этого же отдела Игорь Михайлов. «Наш Край» привлёк главврача «Больницы №2», а «новокраматорцы» (и какое ведь чудесное понятие для политического пиара, но это всего лишь производная от названия завода) позвали главврача «СтоматПоликлиники №1». И не то что бы дали по зубам, но хотя бы симметрично ответили.
***
Глава Донецкой ВГА Павел Жебривский считал, что на Донбассе в идеале сначала нужно было разбить монополию 3-4 финансово-промышленных групп, которые заправляют всем, а затем проводить выборы. И добавлял: «Конечная демократия здесь будет тогда, когда 67% валового продукта области будет приходиться на долю малых и средних предприятий».
Ясное дело, что этим пока и не пахнет. С другой стороны, монополия на власть также разбита, вот мы и получили «битву заводов». По факту борьбу и за мэрское кресло, и за лидерство в горсовете ведут «НКМЗ» ("ОппоБлок") и группа Ефимова. Первые не выдвинули официально нынешнего вице-мэра Андрея Панкова, но вряд ли приходится сомневаться, что заводской агитпроп не поддержит сына главы набсовета «НКМЗ» Виктора Панкова. Вторые смекнули, что Бессонный с таким прессом не справится и сняли его с выборов.
Всё это напоминает политическую песочницу «по интересам», где каждый лепит что-то своё. Но ефимовский «плюрализм заводов» может оказаться для города более полезным, чем «НКМЗовский одобрямс». Потому что у «градообразующего предприятия», как ни лепи, а на выходе все равно получается прокатный стан. И Краматорску от этого ни холодно, ни жарко. Собственно, вся 24-летняя история разрухи в городе в период Независимости — тому подтверждение.