Отношения между Украиной и Польшей сегодня являются базовыми для эффективной евроинтеграции нашей страны. Никаких сантиментов: Варшава не хочет, чтобы ее восточная граница была границей Европейского Союза со всеми вытекающими последствиями в части нелегальной миграции. Да и амбиции Польши в качестве одного из центров влияния на континенте требуют дополнительной поддержки – Украина подходит как нельзя лучше.
Наша страна сегодня рассматривает Польшу как проводника-шерпа и главного адвоката перед придирчивыми представителями «старой Европы». Не помешало этому и подписание меморандума между «Газпромом» и компанией «ЕвроПОЛ Газ» (в которой российской энергетической монополии принадлежит пакет акций) о взаимопонимании в деле строительства газопровода Ямал-Европа-2. Эта «труба» в перспективе должна поставлять «голубое золото» в центральноевропейские страны в обход Украины по территории Беларуси («Белтрансгаз», как известно, полностью принадлежит «Газпрому»).
Россия сделала ход на перспективу, попытавшись вбить клин между центральноевропейскими государствами и Украиной за счет особых условий поставок газа. Польское руководство на уровне президента и премьера заверило, что подписанный с участием Алексея Миллера документ не играет ключевой роли, однако ситуация в принципе может измениться, поскольку «Газпром» умеет действовать по всем правилам военных действий. Не исключено, что меморандум относительно Ямал – Европа-2 стал только частью многоходовки.
В этой ситуации Украина и Польша практически обречены на взаимовыгодное сотрудничество в энергетической сфере. Здесь переплетаются политические и экономические интересы. Обе наши страны на сегодня увлечены возможностью добычи сланцевого газа, и в Польше уже есть первые успехи в этом вопросе. Однако депутат Европарламента от Польши Конрад Шиманьский в ходе конференции выразил мнение, что Украине действует более последовательно в вопросе разведки и добычи сланцевого газа. Было бы неплохо, если бы к нему прислушались представители политических сил нашей страны, активно борющихся против добычи сланцевого газа по заказу Кремля.
Куда более перспективным выглядит сотрудничество в части эксплуатации LNG-терминала. Но – оговорюсь сразу – того, что возводится в Свиноуйсьце на берегу Балтийского моря, а не того, который пока остается в мечтах главы Национального агентства по инвестициям Влада Каськива. Он и в Варшаве расхваливал будущий украинский терминал, что выглядело довольно забавно на фоне того, что поляки не только активно строят подобный инфраструктурный объект на своей территории, но и имеют договоренности с Катаром о поставках сжиженного газа. Если учесть заинтересованность США в экспансии сланцевого газа в Европу и особых отношениях между Варшавой и Вашингтоном, то Киеву сам бог велел попытаться найти взаимопонимание с западными соседями. Как известно, законтрактованных объемов топлива для отечественного LNG-терминала сегодня нет, как и подрядчика для его строительства. Продолжение блефа по этому вопросу может превратить Украину в посмешище почище ситуации с «испанским лыжным инструктором».
Пожалуй, наилучшим рецептом в польско-украинских отношениях в энергетической сфере будет прагматизм. Эффективное использование украинской ГТС, включая потенциал подземных хранилищ газа, сотрудничество и обмен опытом в части добычи сланцевого газа, достижение договоренностей о совместном использовании LNG-терминала – такова прагматичная дорожная карта польско-украинских отношений. Ее реализация, кстати говоря, будет реально способствовать и евроинтеграции Украины.