ГлавнаяБлогиБлог Дмитрия Спивака

Вызовы для Премьера

«Я покажу Вам, как управлять страной», - сказал в сердцах Владимир Гройсман с трибуны Парламента в день своего назначения Премьер-министром Украины. Уже тогда, глядя на лица его коллег, было понятно, что заинтересованных в успехе нового Премьера на Грушевского не много. Более того, разношерстная, на любой политический вкус, оппозиция, готова возводить в ранг трагедии любые ошибки правительства. Да и во властных коридорах с опаской присматриваются к первым шагам главы правительства.

По словам Гройсмана, в первую очередь, необходим капитальный ремонт страны и превращение законсервированного бюрократического аппарата в сервисную службу для людей. Трудно не согласиться. Однако, система будет сопротивляться и по горизонтали, и по вертикали. Никто не хочет терять контроль над устоявшимися схемами и потоками. Никто не хочет менять свои ориентиры в кадровой политике. А региональные элиты, представленные в структуре государственных администраций и органах местного самоуправления, вообще не настроены что-либо кардинально менять. Не для того, как говориться, избирались и назначались.

Фото: www.kmu.gov.ua

А потому, уже первая неделя работы Кабмина Гройсмана отчетливо демонстрирует, с какими вызовами столкнется новый руководитель правительства в своей работе. И вызовы эти не пресловутая коррупция или экономический кризис, не финансовая и социальная нестабильность. Все это сопутствующие факторы. Тем более, что трудно будет реально противодействовать коррупции, не имея влияния на правоохранительные органы. Но это отдельная история. На мой взгляд, основные вызовы для Премьера сосредоточены в иной плоскости. И этих вызовов несколько.

Первое. Любые позитивные начинания будут наталкиваться на информационное сопротивление политических оппонентов и «группы независимых экспертов». Благо возможностей для этого сегодня предостаточно. Не говоря уже о т.н. непопулярных, а потому болезненных для людей, реформах. К примеру, повышение тарифов и уменьшение льгот. Уже сейчас очевидно, что подобные необходимые меры будут подняты «на флаг» нашими оппозиционерами и мощно продвигаться в СМИ. Думаю, что и в российских, в том числе. Маховик махрового популизма, направленный на очернение нового Премьера, уже запущен. А потому, Премьер Гройсман должен будет формировать свою, более системную информационную политику, в том числе для отбивания регулярных атак оппонентов. И для постоянной разъяснительной работы с населением. А для этого необходимо будет сформировать обновленную команду, способную оперативно реагировать на эти вызовы, создать механизмы для всестороннего информационного сопровождения и собственный контент.

Второе. В отличие от своих предшественников, правительство Гройсмана не сможет проигнорировать активную позицию гражданского общества и вынуждено будет налаживать коммуникацию с общественными организациями, профсоюзами и экспертным сообществом. План первоочередных задач и реформирования страны на ближайшую перспективу, который Премьер обещал презентовать в течение месяца, следует вынести на широкое общественное обсуждение и профессиональную дискуссию. Это придаст легитимности и обеспечит общественную поддержку этим начинаниям. Думаю, что правильно было бы создать экспертно-социальную дискуссионную площадку, на которой обозначить Украинскую Национальную стратегию и совместно формировать новую Повестку Дня.

Третье. Региональная политика. Областные и районные государственные администрации до сих пор ориентировались исключительно на АП. И это не смотря на то, что имеют двойное подчинение, и большинство вопросов своих территорий руководителям администраций приходится решать в Правительстве. Более того, поскольку предыдущий Кабмин не стремился наладить диалог с регионами, эту функцию успешно перетянула на себя Банковая. Большинство кадровых назначений – это люди Президента и его окружения. Значит, они вполне смогут саботировать многие правительственные инициативы. Стоит так же учесть, что местные советы сформированы местными элитами и представляют широкую политическую палитру, а потому, вообще не заинтересованы в кардинальных изменениях. Нынешняя система координат их вполне устраивает. Неофеодальный принцип правления соответствует интересам современных региональных элит. А потому, для того, чтобы любые преобразования, предложенные новым кабинетом министров, воплощались в жизнь, необходимо выстраивать новую коммуникативную стратегию с региональными элитами. Этот диалог должен стать системным, конструктивным и двухсторонним. Думаю, было бы целесообразно создать в каждом регионе представительство Кабинета министров, даже, если оно будет функционировать на общественных началах. Это позволит не только контролировать эффективность работы государственных органов власти, но и мониторить все решения, принимаемые местными советами. Неплохо было бы открыть общественную приемную правительства при каждой областной администрации. Такой вид коммуникации, с элементами обратной связи, позволит Премьер-министру держать руку на пульсе и эффективно противодействовать попыткам возможного саботажа или некомпетентности.

Таким образом, в ближайшее время мы станем свидетелями того, насколько готова команда Владимира Гройсмана к тем вызовам, которые перед ними стоят. К противодействию со стороны своих оппонентов и к оперативному реагированию на всевозможные информационные провокации. Вернуть доверие людей и заручиться поддержкой общества в своих начинаниях - вот основная задача нового правительства. А для этого необходимо наладить системный диалог, сформировать современную информационную политику и коммуникационную стратегию взаимодействия с парламентом, Президентом, гражданским обществом и региональными элитами. В этом кроется успех тех преобразований и изменений, о которых говорил Гройсман на первом заседании нового правительства.

Дмитрий Спивак Дмитрий Спивак , Политик, общественный деятель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram