Метро, которого нет: "Университет"

Сегодняшний рассказ будет посвящен одной из 5-ти станций, открывшихся первыми в киевском метро. "Университет" благодаря своей архитектуре по праву считается визитной карточкой всей первой очереди и одним из символов метрополитена.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Проектное название - "Университетская".

Станция открыта 6 ноября 1960 г. в составе первого пускового комплекса. Название станции появилось благодаря близости главного ("красного") корпуса Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. Как и "Арсенальная", станция имеет два эскалаторных подъема с промежуточным вестибюлем. Оформление станции выполнено в стиле упрощенного послевоенного сталинского неоклассицизма. Нельзя сказать, что отделка станции принципиально богаче остальных станций первой очереди, однако общая компоновка элементов отделки, цветовая гамма и некоторые дополнительные детали дали станции звание одной из самых красивых не только в первом пусковом участке, но и во всем киевском метро.

Архитекторы: Г. Головко, М. Сыркин, Е. Иванов, Т. Елигулашвили, Л. Семенюк, О. Лозинская.

Скульпторы: М. Декерменджи, А. Белостоцкий, В. Зноба, А, Ковалев, Э. Кунцевич, М. Лысенко, П. Остапенко, О. Супрун, А. Шапран.

Пассажиропоток на текущий момент составляет 23,9 тыс. пассажиров в сутки.

При проектировании Сырецко-Печерской линии рассматривался вариант строительства пересадочного узла на "Университете", однако трассировку линии через "Театральную" сочли более приемлемой. Кроме того, периодически всплывают планы по строительству на станции второго выхода на ул. Льва Толстого, однако сроков у этих планов пока нет.

1. Некоторые эскизы станции конкурса 1952 г.:

Фото: tov-tob.livejournal.com

2.

Фото: tov-tob.livejournal.com

3. По результатам конкурса 1958 г. для дальнейшей работы было отобрано два эскиза. Первый из них - "Красная книга" (Укргипрошахт, Киев), авторы - М. Сыркин и Е. Иванов. Этот вариант предусматривал отражение в архитектуре станции монументальных форм красного корпуса университета и определил дальнейшее архитектурное оформление станции.

Фото: tov-tob.livejournal.com

4. Второй вариант - "Роза". авторы - Т. Елигулашвили, Л. Семенюк, при участии архитектора О. Лозинской, под общим руководством Г. Головко.

Фото: tov-tob.livejournal.com

5. В процессе доработки эскизы претерпели целый ряд изменений.

Фото: tov-tob.livejournal.com

6. Макет отделки в центральном зале станции:

Фото: tov-tob.livejournal.com

7. Отделка станции близится к завершению:

Фото: tov-tob.livejournal.com

8. Пробный поезд на "Университете":

Фото: tov-tob.livejournal.com

9. Теперь давайте на некоторое время покинем станцию и поднимемся наверх. Наземный вестибюль станции построен на месте первоначального входа в ботанический сад и выполнен в виде одноэтажного паркового павильона с куполом из сборного железобетона. Эскиз:

Фото: tov-tob.livejournal.com

10. Строительство вестибюля:

Фото: tov-tob.livejournal.com

11.

Фото: tov-tob.livejournal.com

12. Монтаж эскалаторов и отделочные работы внутри вестибюля:

Фото: tov-tob.livejournal.com

13. Наземный вестибюль накануне открытия метрополитена:

Фото: tov-tob.livejournal.com

14. Над каждой дверью вестибюля размещаются алюминиевые вензели с буквами "М" - достаточно привычные в Московском метрополитене и единственные в Киеве.

Фото: tov-tob.livejournal.com

15. Из-за крутого спуска с тыльной стороны вестибюля наклонный ход эскалатора частично выходил на поверхность, и чтобы его скрыть были созданы две террасы с боковыми полукруглыми гранитными лестницами:

Фото: tov-tob.livejournal.com

16. Кассовый зал станции, совмещенный с эскалаторным. На стенах по-прежнему можно увидеть факельные старые светильники. Двери в служебные помещения обрамлены красивыми белыми порталами с растительным орнаментом.

Фото: tov-tob.livejournal.com

17.

Фото: tov-tob.livejournal.com

18. Вернемся на станцию. В торце центрального зала ранее находилась скульптура В.И. Ленина, завершавшая композицию. В начале 90-х она была демонтирована.

Фото: tov-tob.livejournal.com

19.

Фото: tov-tob.livejournal.com

20. Боковые залы станции. Как и на других станциях первой очереди, здесь на платформе раньше также был асфальт:

Фото: tov-tob.livejournal.com

21. В ограничительную линию станции ранее были вмонтированы лампы, включающиеся при приближении поезда. Впоследствии система была демонтирована.

Фото: tov-tob.livejournal.com

22. Пилоны станции покрыты коричнево-розовым мрамором:

Фото: tov-tob.livejournal.com

23. На пилонах со стороны центрального зала в специальных нишах размещены бюсты украинских и российских ученых, деятелей культуры и искусства. Все бюсты (в т.ч. и скульптура Ленина) были выполнены из белого оргстекла.

Фото: tov-tob.livejournal.com

24. Т.Г. Шевченко и А.А. Богомолец:

Фото: tov-tob.livejournal.com

25. А.М. Горький и М.В. Ломоносов:

Фото: tov-tob.livejournal.com

26. А.С. Пушкин и Д.И. Менделеев:

Фото: tov-tob.livejournal.com

27. И.Я. Франко и Г.С. Сковорода:

Фото: tov-tob.livejournal.com

28. Боковые залы станции. Путевые стены ранее были покрыты кафельной плиткой светло-розового цвета, но впоследствии ее заменили на более долговечную.

Фото: tov-tob.livejournal.com

29. Как и на всех станциях первой очереди, на "Университете" сохранилось множество интересных деталей. Например, привычная закарнизная подсветка здесь решена несколько иначе: карниз составлен из стеклянных фигурных элементов, объединенных бронзовыми орнаментированными креплениями. Чтобы дополнить станцию национальными мотивами, ряд деталей (узоры вентиляционных решеток, рисунок гранитного пола, гипсовая расшивка в верхней части пилонов) имеют вид украинских орнаментов. Следует отметить еще одну особенность станции: мрамор на ней богат на окаменевшие остатки древних организмов. Самые заметные из них можно найти под бюстом Максима Горького: там находятся три больших среза раковин аммонитов.

Фото: tov-tob.livejournal.com

30.

Фото: tov-tob.livejournal.com

31. Промежуточный вестибюль облицован кафелем кремового цвета с направленными в белый свод факельными светильниками. Как и промежуточный вестибюль "Арсенальной", он был сначала собран на поверхности земли, а затем опущен вниз, но на значительно меньшую глубину.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Автор: tov_tob. Источник: Метро, которого нет: "Университет" и "Вокзальная"

Фотоблоги Фотоблоги , Фотоотчеты о самых интересных уголках нашей страны и целого мира
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram