Вчера вечером прессе показали новый фильм Лео Каракса - абсурдистскую драму «Священные моторы» (Holy Motors). Начинаются «Моторы» с пролога, в котором сам режиссер просыпается ото сна и выходит в кинозал, где загипнотизированные зрители смотрят какой-то фильм. Продолжается он еще более сюрреалистично - человек средних лет (его играет постоянный актер Каракса - Дени Лаван) занимается тем, что целый день ездит по Парижу в лимузине, выходя из него только на «встречи». «Встречи» заключаются в перевоплощении героя в разных людей. Старуха-нищенка идет на паперть в сопровождении телохранителей, отец семейства пытается помочь своей дочери справиться с комплексами, дикарь крадет красавицу (ее играет Ева Мендес, довольно необычно) со съемок для модного журнала и уносит ее в свою пещеру, статист для motion capture проявляет чудеса гибкости, на которые потом дорисуют тело компьютерного персонажа и так далее.
Вскоре выясняется, что таких лимузинов с актерами, которые перевоплощаются даже страшно представить, в кого, по Парижу ездит довольно много. Где черта между реальностью и игрой, вымыслом неких существ свыше, ниспославших нам эти «божественные моторы»? Есть она вообще - эта реальность? Можем ли мы прожить несколько жизней? Если можем, то хотим ли мы этого на самом деле? Не будем ли мы в таком случае заключены в лимузин, 24 часа в сутки колесящий по миру, вынужденные бесконечно играть какие-то роли?
Фильм Каракс посвятил своей музе - Катерине Голубевой, которая умерла в прошлом году. В каком-то смысле, «Божественные моторы» - попытка найти оправдание тому, что мы не можем прожить несколько жизней в одной, не можем повернуть время вспять и вообще мало что можем. Все, что поддерживает нашу жизнь - это моторы лимузинов с божественной автостоянки. Да и то, ненадолго, ведь по слухам от мадемуазель, припаркованной справа, их тоже скоро не станет.
Сегодня утром показали экранизацию романа Джека Керуака «На дороге» бразильского режиссера Уолтера Саллеса. На какие-то награды фильм вряд ли сможет претендовать, но попадание этого фильма в конкурс все же обусловлено несколькими вещами. Во-первых, это действительно добротная экранизация: очень атмосферная и красивая (оператор Эрик Готье работал и с режиссером Аленом Рене, и с тем же Караксом). Во-вторых, снять «На дороге» должны были уже очень давно, переговоры начали еще несколько лет назад. Не говоря уже о том, как ждали экранизацию поклонники Керуака.
Ну и в-третьих и, пожалуй, самых главных, «На дороге» - пока что лучшее экранное воплощение жизни битников. Недавний «Вопль» о судебном разбирательстве по поводу издания одноименной поэмы Аллена Гинзберга попытался было разобраться с тем, что же происходило в голове у этой странной молодежи, но получилось не очень хорошо.
У Саллеса же все получилось - секс, драгз, джаз совмещаются с, собственно, тем, чем жили и чем дышали люди, с которых началось поколение битников. Гаретт Хэдлунд (Дин Мориарт) и Кристен Стюарт (Мэрилу) открылись для многих с новой стороны - они оба хорошие актеры. Сэм Рэйли, отлично сыгравший в «Контроле» лидера Joy Division Яна Кертиса, Кирстен Данст, чья героиня, по словам актрисы, «просто хочет нормальной жизни», Эми Адамс, Элизабет Мосс - да тут звезд больше, чем иной раз на красной дорожке в Каннах. В один прекрасный момент (вернее, не один, а целых три прекрасных момента) появляется Вигго Мортенсен и убирает всех - он играет Старого Быка Ли, чьим прототипом был Уильям Бэрроуз.
В общем, неплохое кино с хорошими прокатными перспективами даже в Украине. На большом экране «На дороге» будет смотреться отлично, хоть и идет больше двух часов.
Из внеконкурсного - вчера отстояла большую очередь на новый фильм Бертолуччи - «Я и ты», и поняла, что поздний Бертолуччи - это совсем не то, чем может похвастаться современное итальянское кино.
«Я и ты» - очень похожее на телефильм кино о подростке, у которого проблемы с социализацией. Чтобы не огорчать маму, он не говорит ей, что не едет в лагерь со сверстниками, а тихонько спускается в подвал, где хранится старый хлам, и живет там неделю. За это время к нему подселяется сводная сестра - творческая личность и по совместительству героиновая наркоманка в преддверии ломки. Сестра периодически устраивает истерики, выясняет отношения со своими мужчинами и никак не хочет уходить из облюбованного Лоренцо гнездышка.
Видно, что режиссер выдыхается (а, как по мне, так давно уже выдохся). Видно, что его взяли в программу Канн из соображений жалости - Бертолуччи, снявший последний свой фильм («Мечтатели») девять лет назад, лучше было не возвращаться в режиссерское кресло. Впрочем, великим можно простить все, а вот вопрос, зачем закреплять им пожизненное место в Каннском лайн-апе, хоть и внеконкурсном, остается открытым.
Чтобы не заканчивать наш очередной Каннский блог на грустной ноте, немного фото: