Итак, плюс в том, что Порошенко и правительство сумели более-менее стабилизировать экономику: контроль инфляции, отношение с МВФ и получение кредитов. Для дальнейшей экономической стабильности есть уже первое основание. Второй момент, конечно, на слуху: можно сказать, он создал армию. Хотя война продолжается, но то, что вооруженных сил практически не было, отражать нападение было некем и нечем, а сейчас военные силы в значительной степени восстановлены – это безусловно достижение. Тоже важна его антироссийская позиция для формирования имиджа. Это также задел на будущее.
Третий момент касается внешней политики. Украина встала на проевропейский, западный курс. Я бы сказал больше – на карте мира появилось новое государство, ориентированное на общепринятые цивилизационные нормы. Порошенко более успешен на внешнеполитической арене. ЕС и США – стратегические партнеры страны. Минские соглашения – понятно, что не лучшие соглашения, но они формируют базис урегулирования конфликта на Донбассе. Он сделал, не все, что мог, но сделал многое.
Если начать говорить о минусах, то их очень множество. Особенно, когда смотришь со стороны. Первое и самое главное - коррупция остается, если не хуже, то точно не лучше. Понятно, что некие структурные макроэкономические реформы были проведены, но те коррупционные схемы, которые раньше существовали – остались.
Второй момент - реально никого из бывшей власти не наказали за произошедшее. Не только коррумпированной верхушки страны, но и остальных – прокуроров, судьей и так далее. Люди, которых все знают в лицо. Нет политической воли наказывать, в том числе и из бывшего правительства при экс-президенте Викторе Януковиче.
Социальный вопрос. Большинство социальных проблем не было решено. Понятно, что нет денег, не решается подобное за одну ночь. Но еще раз – прошло два года – ничего. А для обычного украинца, пенсионера ситуация ухудшилась – цены возросли, больно бьет девальвация гривны. А реальный доход не увеличивается.
Я могу сравнить с тем, что происходило в Грузии первые несколько лет, когда Михаел Саакашвили стал президентом. Если брать с 2003 года и отсчитать два года, тогда самым главным было то, что фундаментальные реформы пошли буквально по всем направлениям. Начиная от правоохранительной сферы, так и экономической. Увеличение инвестиций, реформа образования, реальная борьба с коррупцией. Плюс еще конечно важно преобразование в сфере сервиса. Чтобы государство было для граждан не надзирателем, не разводило бюрократию, выкачивая деньги, а обслуживание было комфортным и быстрым.
В Украине есть неписанное правило – чем ближе к выборам, тем меньше вероятность проведения реформ. Понятно, что любое реформистское действие правительства ведет в потере электората. Практически через год после победы новая власть начинает готовиться к новым выборам. И Украина уже прошла этот первый романтический период, когда доверие к власти было абсолютное – именно в эти месяцы хорошо проходят изменения в стране.
Итак, осталось только надеяться, что украинская власть сможет перебороть свои хронические болезни. И пусть шанс этого невелик, но он все же есть.
Автор: Серги Капанадзе, экс-замминистра иностранных дел Грузии