Военное вторжение – инструмент для заключения Минских соглашений
Агрессия России готовилась за много лет до ее «горячей» стадии. Еще в 2009 году спецслужбы РФ активизировали работу по созданию сети политиков и других лидеров общественного мнения именно в юго-восточных регионах Украины. Тогда им ставилась задача продвигать идеи федерализации страны. Параллельно на базе местного криминалитета под видом общественных организаций создавались силовые структуры для проведения митингов и провокаций. Они помогали российским спецслужбам раскачивать противостояние на майданах нашей страны и захватывать города Донецкой и Луганской областей. Но руководили сотрудники военной разведки РФ либо ФСБ. Практиковался также массовый завоз криминальных элементов из России уже в начале 2014 года.
У России было три основных элемента тактики.
Первая – подкуп местных и центральных украинских силовиков и чиновников. В первую очередь речь идет о местном милицейском руководстве. Об этом ярко рассказывает бывший руководитель СБУ Луганской области Петрулевич.
Вторая – жестокие убийства, запугивание и выдавливание всех, кто пытался протестовать против захвата украинских городов. Полковник ФСБ Гиркин-Стрелков открыто признается в этом в ряде интервью.
Третья – провокация кровопролития и сознательное убийство мирных граждан для обвинения украинский властей и оправдания военного вторжения России. Путин прямо заявлял об этой тактике еще в 2014 году: мол, российские войска будут прикрываться мирными гражданами.
Были обстрелы мирных кварталов, объектов критической инфраструктуры и даже собственных наемников из тяжелой артиллерии. Чтобы потом со всех экранов рассказывать о мифических «зверствах» украинской армии.
https://www.youtube.com/watch?v=JhYgQnxrbb8
Огромное количество обстрелов проводили с территории РФ.
И Кремль продолжает использовать эту тактику все последующие годы.
Чтобы давить на украинскую власть, российские боевики специально обстреливают гражданские объекты, от которых зависит жизнедеятельность людей по обе стороны линии разграничения.
Сговор на высшем уровне?
Война на Донбассе была нужна Кремлю не для захвата территории, а чтобы поставить под свой политический контроль всю Украину. Участники боев под Иловайском и Дебальцево уверены: нужно было создать условия для показательного окружения и уничтожения группировок украинской армии. Чтобы запугать украинских граждан и оправдать подписание договора, способного постепенно уничтожить независимость нашей страны.
Военный эксперт Олег Жданов уверен: если бы не действия тогдашнего руководства Украны, мы могли спокойно освободить территорию Донбасса к концу лета 14-го года.
Бывший помощник Путина Сурков называет заключение минских соглашений большим успехом России: «Особый статус, ради которого все и затевалось. Я автор этого закона, ну, соавтор вместе с украинскими товарищами. Это закон Украины о том, что на Донбассе не действуют законы Украины. Это главное достижение Минских соглашений».
Из записей разговоров, опубликованных журналистом Бигусом, мы понимаем, что согласование с тогдашним руководством Украины, скорее всего, проходило через Медведчука.
При этом сегодня украинская сторона понимает «особый статус» как создание свободной экономической зоны. Создание отрядов «народной милиции», записанное в минском протоколе от февраля 2015 года, вполне можно было бы регламентировать таким образом, чтобы фактически они набирались руководством МВД Украины. Такое же абсолютно формальное согласование с местными органами власти можно было бы внедрить и для формирования руководства местных судов и органов прокуратуры. Это вполне нормальная логика – чтобы быстрее интегрировать и наладить мирную жизнь в ранее оккупированных территориях, центральная власть должна их контролировать уж точно не хуже, чем все остальные свои регионы. На такой вариант Россия могла бы согласиться, если бы она действительно хотела уйти из наших двух областей.
Но Россия не для этого вторгалась на украинскую территорию. Ее план состоит в другом. Она не просто не хочет платить Украине компенсации за страшные разрушения и страдания населения Донбасса. Кремль хочет полностью контролировать Донбасс и влиять через него на всю Украину. И чтобы еще ко всему прочему Украина сама финансировала его содержание и восстановление.
Россия никогда не собиралась отдавать ОРДЛО Украине.
Кремль никогда не собирался выполнять минские соглашения до конца. Об этом говорят всего его действия. Россия ввела там рублевое обращение, сотнями тысяч раздает российские паспорта, заставляет их обладателей голосовать на своих выборах, допустила местные предприятия к своим госзакупкам.
РФ систематически не выполняет договоренности лидеров государств Нормандского формата. Вспомним последний саммит, который состоялся в декабре 2019 года.
Украина выполнила все, что зависело от нее.
Но РФ все эти годы не выполняет даже первый пункт всех минских соглашений и решений всех саммитов Нормандской четверки. Их боевики постоянно продолжают обстрелы. Летом 2020 года Украине удалось добиться договоренности соблюдать этот режим, и за последние 5 месяцев 2020-го кардинально снизилось количество погибших в рядах нашей армии. Но с начала 2021-го Россия снова начала усиление эскалации. Причем значительная часть погибших украинских военных за первые месяцы года были убиты в результате снайперского огня. Это целенаправленная тактика увеличения жертв для давления на руководство и общество Украины.
В августе 2020 года в рамках ТКГ было согласовано 20 новых участков для разминирования и 4 зоны разведения войск. А в сентябре Россия заблокировала переговорный процесс. Более того, руководимые ею боевики постоянно забрасывают через линию разграничения множество мин с помощью минометов и БПЛА. В результате гибнут украинские военнослужащие и мирные граждане.
С весны 2020 года Украина несколько раз представляла уточненные списки для обмена пленными в разных вариантах. Но российская делегация под абсурдными предлогами блокирует процесс.
Россия постоянно блокирует работу миссии ОБСЕ (базовое требование для верификации соблюдения любых договоренностей) и до сих пор не выполнила свое обязательство, данное в 2015 году и подтвержденное на саммите в Париже, по допуску к удерживаемым лицам представителей Красного Креста.
Как и договаривались, Украина открыла новые пропускные пункты – «Счастье» и «Золотое». Туда неоднократно приезжали представители стран Большой семерки и отмечали высокий уровень сервиса. А Россия не открыла новые КПВВ со стороны оккупированной территории. Старые пропускные пункты также почти постоянно закрыты. Проще говоря, российские боевики делают все, чтобы не давать людям ездить к родственникам, на лечение или учебу.
В июне 2020 года украинская сторона передала через ОБСЕ драфт обновленного законопроекта об особенностях местного самоуправления. Никакого конструктивного ответа не последовало.
Предложенный представителями Германии и Франции и доработанный украинскими дипломатами план (так называемые кластеры) – на столе с осени 2020 года. Никаких конструктивных предложений от России не поступило. Только манипуляции в стиле «выполняйте политическую часть». Но как, если Россия не выполняет все предыдущие пункты договоренностей? Как можно говорить о политическом урегулировании, если представители Кремля продолжают обстрелы практически каждый день?
Формально, Минские соглашения – продукт переговоров в Нормандском формате между лидерами Украины, России, Германии и Франции. Они договорились создать Трехстороннюю контактную группу, в которой консультации ведут Украина и Россия при посредничестве ОБСЕ. Т.е. никаких боевиков, которыми в реальности руководит Россия, формально в переговорах нет.
Но Россия постоянно пытается сделать вид, что она лишь посредник, а Украине надо говорить с боевиками напрямую. Это так же абсурдно, как если бы Гитлер предлагал Сталину вести переговоры с полицаями из оккупированной Украины.
Основной сценарий Кремля.
На основании опубликованных журналистами записей, а также многих других событий, бытует мнение, что предыдущая власть сознательно помогала Медведчуку строить в Украине систему российского влияния. К примеру, по словам бывшего главы антикоррупционного комитета Рады Егора Соболева, СБУ помогала зачищать рынок сжиженного газа и дизтоплива под структуры, близкие к Медведчуку, а прокуратура и МВД незаконно преследовали ветеранов, протестующих против роста влияния пророссийских сил в нашей стране.
Но даже при таком тесном сотрудничестве им не удалось продавить реализацию Минских соглашений в варианте Кремля. Точно так же, как президенту Трампу чиновники его администрации не дали заключить с РФ никакой сделки, хоть российские представители этого очень настойчиво добивались.
Но Россия будет продолжать бить в эту точку.
Как публично признался министр иностранных дел РФ Лавров, главное для них – не дать украинской власти «сорваться с крючка минских соглашений».
Проще говоря, Россия максимально использует сам переговорный процесс для раскачивания внутриполитической ситуации в Украине и ослабления руководства нашей страны.
Подавляющее большинство украинских граждан, конечно, хотят мира. Поэтому любые украинские руководители обязаны постоянно бороться за мир. Хотя бы для уменьшения количества жертв.
Чтобы заставить Россию продвигаться в выполнении решений последнего нормандского саммита, команда Зеленского в последние два года прилагала неимоверные усилия. И весь мир увидел: точно не Украина тормозит мирный процесс. Кстати, эта колоссальная работа стала основой последующего объединения многих стран для сегодняшней поддержки Украины.
Но несмотря на это все Россия продолжает врать и обвинять Украину. А ее система пропаганды внутри нашей страны поддакивает на разных телешоу устами украинских политиков и «экспертов». Они заявляют, якобы украинская власть «не хочет выполнять Минские соглашения», мол, у нее «нет мирного плана» и т.д. Наглая ложь.
Другая пропагандистская колонна, за которой стоит Порошенко, любую новость о переговорах использует для обвинения руководства Украины в попытке сдать наши интересы россиянам.
При этом почти каждую встречу в рамках Нормандского формата Россия сопровождает «сливами» в украинских или западных СМИ, которые помогают обеим колоннам внутри Украины атаковать руководство нашей страны.
В таких условиях любая, даже реально безобидная уступка со стороны украинский власти может привести к внутренним протестам. А реализация Минских соглашений в варианте Кремля с большой вероятностью может привести к расширению войны и постепенной потере Украиной государственности. Думаю, сегодня в США это понимают, поэтому навряд администрация Байдена будет готова к сделкам с Россией в этом вопросе. Сегодняшний президент США не может допустить еще один внешнеполитический провал после Афганистана. Тем более после такого пристального внимания в мире к российской угрозе. Президент Франции Макрон, которому нужны победы перед выборами, тоже навряд сможет сломать позицию украинского руководства. Скорее ему нужно давить на Россию для возвращения к соблюдению режима прекращения огня и решения ряда гуманитарных вопросов.
Президент Зеленский уже показал, что не даст сдвинуть свою позицию. Важно, чтобы и последующие составы нашей власти твердо отстаивали интересы Украины.
Но россияне продолжат использовать переговорный процесс как один из инструментов ослабления украинского руководства.
Украина должна это понимать и учиться с умом противостоять этим гибридным атакам.