Станет ли Севастополь Ахтиаром?

Неформальная организация крымских татар "Меджлис" снова агитирует за переименование топонимов полуострова на тюркский лад. Глава организации народный депутат Украины от НУНС Мустафа Джемилев поясняет, что так будет восстановлена историческая справедливость.

Бессменный руководитель "Меджлиса" нардеп Украины Мустафа Джемилев
Фото: qtmm.org
Бессменный руководитель "Меджлиса" нардеп Украины Мустафа Джемилев

Новые старые имена

"После депортации крымских татар в Крыму уничтожалось все, что было связано с ними", - говорит Мустафа-ага в одном из интервью. Вот, дескать, и причина для замены названий — решения сталинского режима. Но уже в другом интервью он отмечает, что копать надо глубже, во времена Крымского ханства, то есть менять топонимы, которые существуют уже сотни лет. То есть менять Симферополь на Акъмеджит, Феодосию — на Кефе, Евпаторию — на Гезлев, а родной для меня Севастополь — на Ахтиар. Причем некоторые СМИ уже сегодня используют тюркские названия для обозначения крымских городов. Например, финансируемая за счет госбюджета (!) газета "Голос Крыма", не говоря уже о многих частных медиа.

Волей меньшинства

В Крыму около 12% крымских татар (без учета жителей Севастополя, который в состав автономии не входит и напрямую подчинен Киеву, согласно данным переписи 2001 года). При этом "Меджлис" выражает интересы далеко не всех из них. Результаты выборов в Верховный Совет Крыма 2010 года говорят, что за кандидатов "от Меджлиса" (партию "Народный рух Украины") в крымский парламент проголосовало только 7% крымчан, то есть около 58,3% крымско-татарского населения (потенциальных избирателей).

То есть для успешной реализации своих планов "Меджлису" надо искать понимание не только у крымских татар, но и у других народов Крыма.

Идея о замене советских топонимов на прежние может найти понимание у широкого круга крымчан. Многие русские и украинцы имеют свои счеты со сталинским режимом, и потому могут стать союзниками крымским татарам в этом вопросе. Но для этого надо провести широкое обсуждение.

Но возвращение к топонимам 200-летней давности вызывает море вопросов. Можно ли сравнивать девять домов деревушки Ахтиар и 400-тысячный Севастополь, который был основан с другой стороны бухты, а позже поглотил и Ахтиар, и десятки других мелких населенных пунктов региона? О какой "исторической справедливости" мы говорим в этом случае? Вряд ли этот вопрос найдет понимание у большинства крымчан.

Исторический контекст

Хорошим примером для руководителей "Меджлиса" мог бы стать Номан Челебиджихан, автор национального гимна крымских татар и первый глава Крымской Народной Республики (1917-1818). Он не просто хотел создать на полуострове многонациональное демократическое государство - "вторую Швейцарию". В первой Конституции Крыма говорилось о равенстве всех крымчан, независимо от национальности или веры. Позже, после убийства Номана Челебиджихана матросами-анархистами и освобождения Крыма от большевиков войсками Украинской Народной Рады, в правительстве Крыма наряду с крымскими татарами появились и русские, и армяне, а крымско-татарский и русский языки получали государственный статус.

В первой Конституции Крыма говорилось о равенстве всех крымчан, независимо от национальности или веры.

"Крым — для всех крымчан" - этот лозунг Челебиджихана руководители "Меджлиса" могли бы взять на вооружение. Но сегодня организация выражает интересы только части населения Крыма, не считаясь с мнением остальных жителей полуострова.

Как менять названия

Согласие большинства жителей населенного пункта — вот секрет реализации планов "Меджлиса". Самым разумным способом получения такого согласия могли бы стать местные референдумы, которые легко проводить одновременно с очередными выборами в местные органы власти (сельские или городские советы). Такие вопросы должны решаться только демократическим путем. Как раз организацию подобных местных референдумов мог бы взять на себя "Меджлис" вместе с национальными организациями других народов Крыма.

Попытки поменять названия населенных пунктов без учета мнения местных жителей (все равно кто такие реформы инициирует - украинец, русский или крымский татарин) возвращают нас к тем же самым сталинским методам, которые мы осуждаем. Или — если хотите — к гитлеровским. Ведь Адольф Алоисович тоже мечтал переименовать Крым в память о крымских готах в Готенгау, а Севастополь – в Теодорихсхафен (согласно плану "Ост"). По-своему насильно восстановить "историческую справедливость".

Андрій Яніцький Андрій Яніцький , Редактор економічного відділу LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram