ГлавнаяБлогиБлог Андрія Миселюка

Крушение мифа о всесильности «руки Москвы»

Относясь очень серьёзно к угрозе реванша Кремля на выборах-2019, не стоит и преувеличивать реальные возможности Москвы повлиять на их исход.

Фото: EPA/UPG

Российским руководством президентские и парламентские выборы-2019 в Украине расцениваются как реальный способ вернуть нашу страну в зону своего влияния. Получив в Киеве лояльное себе и большинство в новой Верховной Раде (программа-минимум), и лояльных себе президента с большинством в ВР (программа-максимум).

На выборах следующего года Путин хочет взять реванш за провал 2014 года. Когда пророссийские кандидаты и политические силы сначала проиграли президентские, а потом и парламентские выборы. Этот реванш характеризуется качественно новыми методологией и инструментарием вмешательства.

Эти изменения обусловлены несколькими факторами.

Во-первых, за четыре года кардинально поменялось восприятие России в украинском обществе.

Во время выборов 2014 года Крым уже был аннексирован Россией, на Донбассе шли бои с участием российских регулярных войск. Несмотря на это, значительная часть населения – прежде всего, в восточных и южных областях – все еще по инерции воспринимали происходящее как временное недоразумение, которое можно будет исправить. После чего "братские славянские народы" снова будут жить в мире и добрососедстве.

За прошедшие четыре года восприятие России как противника и страны-агрессора стало преобладающим в украинском обществе. Даже те украинцы, кто выступал за союзные и/или равноправные партнёрские отношения с путинской РФ, в большинстве своем изменили мнение. Осознав, что Москва ради достижения своих глобальных целей сначала отобрала у нашей страны часть территории, а потом организовала долгоиграющий военный конфликт на Донбассе, в ходе которого уже пятый год гибнут и военные, и мирные украинцы.

В результате, сейчас всего 22% украинцев относятся к России тепло, 26% – нейтрально и почти 49% – холодно. При этом пять лет назад, в мае 2013-го, ситуация была кардинально иная: 52% украинцев высказывали теплое отношение к России и лишь 12% – холодное.

Во-вторых, Москва уже не располагает традиционными, доказавшими эффективность в Украине инструментами влияния на ход выборов и позиции лояльных себе политиков. В частности, такими мощными рычагами влияния, как российские телеканалы.

С начала открытой агрессии РФ в марте 2014 года украинская власть заблокировала ретрансляцию 73 российских телеканалов. Под запретом находятся, в первую очередь, общественно-политические каналы, служившие для Москвы высокоэффективными средствами пропаганды.

Ещё один важнейший инструмент пропаганды – российские соцсети. Именно через них кремлевские спецслужбы организовывали разного рода "активные мероприятия". Однако с мая прошлого года этого инструмента Москва лишилась. По крайней мере, в этом убеждены те, кто выступал за запрет российских соцсетей.

Эволюция Медведчука: от СДПУ(о) – к Оппоблоку(о)

В новых условиях Кремль делает основной упор на поддержку прямых агентов влияния в самой Украине и использование их ресурсов для достижения высокого результата лояльных Москве политпроектов.

Здесь также стоит обратить внимание на существенное различие между выборами-2014 и 2019 годов.

В 2014-м был целый ряд политиков, которые заявляли о своей готовности быть партнёрами Кремля в прекращении войны на Донбассе и достижении мира. Правда, в условиях начала агрессии России и роста патриотических настроений украинцев результаты таких политиков оказались весьма скромными.

На президентских выборах кандидат от Партии регионов Михаил Добкин, Вадим Рабинович и коммунист Пётр Симоненко набрали всего от 1,5 до 3 %. Остальные сторонники компромисса с Москвой получили и того меньше.

Тем не менее, в нише "миротворцев" киевского разлива существовал плюрализм.

Есть как минимум еще одно качественное отличие нынешних выборов – сейчас Кремль утвердил единственного коммуникатора, с которым он готов общаться в Киеве и кого хочет видеть партнером в мирных переговорах по Донбассу.

Им стал многолетний политический партнер Путина Виктор Медведчук. С 2004 года он – кум российского президента. Владимир Путин вместе с женой премьера РФ Дмитрия Медведева Светланой покрестили в Санкт-Петербурге дочь Медведчука Дарью.

Организация Медведчука "Украинский выбор" все годы своего существования последовательно транслирует в украинском информационном пространстве месседжи Кремля, например, о федерализации. А с начала войны на Донбассе – ещё и о необходимости скорейшего завершения этого конфликта. Причём не на украинских, а на российских условиях.

Не сменил Медведчук риторику и после вступления летом в партию Рабиновича "За життя". Посылы те же – ориентация на кремлёвские подходы к обустройству Украины как части "Русского мира", скорейшее примирение с РФ и возвращение в русло геополитического проекта "СНГ".

Ключевая же практическая задача Медведчука – добиться объединения "Оппоблока" и "За Життя".

Но этого в ближайшее время, скорее всего, не произойдёт, поскольку части "ОБ", ориентирующиеся на Рината Ахметова и Фирташа-Левочкина, взяли курс на максимальное затягивание времени.

Ахметовское крыло выдвигает в оправдание сугубо формальные аргументы. Мол, надо провести социологические замеры для выяснения влияния объединения на рейтинг единого кандидата, провести решение об объединении через съезд партии и так далее и тому подобное.

По неофициальной информации, Кремль жёстко толкает лидеров "ОБ" к объединению с партией Рабиновича, угрожая несогласным и нерасторопным запретом на ведение бизнеса в РФ.

Однако, обращаясь с украинскими олигархами как с "пешками", типа Пушилина и Пасечника в "ДНР-ЛНР", Москва не учитывает масштабности амбиций и возможностей вождей "ОБ". И своим давлением не столько приближает, сколько тормозит процесс объединения

На горизонте – римейк краха «Новороссии»

Но по большому «кремлёвскому счёту» для Москвы не имеет определяющего значения, кто именно пойдёт в президенты от объединенной прокремлёвской оппозиции.

Главная задача, поставленная перед этой будущей единой силой, – успешно выступить, а в идеале – выйти во второй тур на президентских выборах. И обеспечить тем самым мощный задел на парламентские выборы.

И тут важно чётко обозначить: относясь очень серьёзно к угрозе реванша Кремля на выборах-2019, не стоит и преувеличивать его реальные возможности влияния на их исход.

Даже в кризисном 2014-ом, несмотря на аннексию Крыма и развязывание войны на Донбассе, Кремлю все же не удалось отколоть от Украины южные и восточные области и реализовать желанный проект "Новороссия".

Это обстоятельство, в сумме с ростом патриотических настроений и недоверия к РФ среди избирателей Востока и Юга, дает основания предполагать, что по итогам выборов-2019 достигнутое с 2014 года удастся сохранить.

Андрій Миселюк Андрій Миселюк , Політолог, директор Інституту соціально-політичного проектування "Діалог"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram