ГлавнаяБлогиБлог Александра Чебана

Закрытое небо между Россией и Украиной: что делать авиапассажиру?

Самый популярный авиарейс в Украине - это Киев-Москва. С 25 октября этот маршрут закроется для всех российских и украинских авиакомпаний, за некоторым исключением. Санкции в авиации - это модная медийная фишка, но страдают от них отнюдь не чиновники, а простые пассажиры, т.е. мы с вами. Ведь бизнес, семейные и дружеские связи никуда не денутся, просто возрастут затраты и станет больше неудобств для тех, кому нужно летать.

Блог впервые опубликован в ЖЖ Александра Чебана.

А между тем летает менее 4% украинцев, но почему-то запреты полетов рассматриваются как предмет предвыборного популизма украинских политиков. Ведь если запрещать - то запрещать железнодорожное и автомобильное сообщение, и не сейчас, а полтора года назад нужно было?! Аудитория этого новостного повода - не летающие и не путешествующие зрители голубых экранов.

Но даже если вы путешественник, но не летаете в Москву или Киев, все равно эти санкции так или иначе, негативно скажутся в первую очередь на конкуренции и ценах для украинского пассажира и украинской экономики в целом.

Какие авиарейсы отменят и когда?

С 25 октября Украина вводит запреты на полеты в отношении большинства российских авиакомпаний, список длинный, исключение среди авиакомпаний, которые выполняют рейсы в Украину из России - это ЮТэйр. Эта авиакомпания не выполняет рейсы в Крым и в "санкционный" список не попала. В начале этой недели Россия ввела зеркальные санкции против украинских авиакомпаний с 25 октября 2015 года.

Таким образом:

Что делать, если у вас уже есть билет на рейс после 25 октября?

Вот такая информация доступна сейчас от авиакомпаний:

Информация от S7

"Всем вылетающим в Киев и Одессу с 25 октября 2015 года!

В связи с получением письма от авиационных властей Украины о введении запрета на полеты S7 Airlines из Москвы в Киев и Одессу, мы закрыли продажу авиабилетов на эти рейсы с вылетом с 25 октября 2015 года. Также мы остановили продажу на рейсы совместной эксплуатации с Ukraine International Airlines из Киева в Санкт-Петербург и Калининград.

Пассажирам, которые приобрели билеты на эти рейсы с 25 октября включительно, мы произведем полный возврат стоимости билетов. Вернуть полную стоимость билетов можно и в случае, если один из сегментов перелета оформлен на рейсы после 25 октября. Пассажиры также могут без доплат переоформить приобретенные билеты на более ранние даты."

Информация от МАУ

"Информация для пассажиров МАУ с билетами на рейсы в/из Российской Федерации

Авиакомпания МАУ сообщает, что получила официальное уведомление о запрете на выполнение рейсов в пункты Российской Федерации.

Ввиду закрытия воздушного сообщения между Украиной и Российской Федерацией в сезоне расписания ИАТА ''Зима 2015/2016'' с 25 октября 2015 года авиакомпания МАУ:

• произведет возврат стоимости перевозки в соответствии с условиями применения тарифа, если запланированная перевозка должна была завершиться до 24.10.2015 включительно;

• произведет полный возврат стоимости перевозки, независимо от условий применения тарифа (в том числе, аэропортовые, топливные и прочие сборы), за исключением сервисного сбора, если перевозка должна была начаться после 24.10.2015;

• осуществит возврат стоимости неиспользованных участков, если перевозка должна была быть завершена после 24.10.2015;

• по запросу пассажира перебронирует билеты из/в РФ на более раннюю дату, предшествующую дате запрета на выполнение полетов, без дополнительного сервисного сбора и прочих доплат;

• по желанию пассажира, в случае транзитной перевозки из/в РФ через Киев в другие страны, разрешит использование авиабилета без участка Киев – пункт в РФ или в обратном направлении;

• по желанию пассажира разрешит замену авиабилета из/в РФ в Киев и в обратном направлении на вылет в Киев из Минска, Риги, Вильнюса или Хельсинки или в обратном направлении на собственные рейсы МАУ без доплат;

• по запросу пассажира и при наличии технической возможности осуществит пересадку пассажира на альтернативные маршруты в/из РФ через другие страны собственными рейсами МАУ.

Контакты для обращений по поводу возврата билетов, изменения маршрута, дат путешествия и пр.:

Для звонков из Украины: Контактный центр МАУ: тел. +38 044 581 5050 или 566 с мобильного, e-mail: [email protected],

Для звонков из РФ: 8 (800) 333 30 50."

ссылка на сайт МАУ

Это пока все, что я нашел из официальных информационных сообщений в соцсетях или на сайтах авиакомпаний.

Впрочем, если у вас рейс ЮТэйр - тоже следите за информацией, сейчас авиакомпания не в списке, но как поведут себя украинские депутаты в ответ на "зеркальный" запрет - предсказать сложно.

Кто пострадает?

Прежде всего пострадают от санкций обычные пассажиры. Меньше выбора - больше цена. Не только на прямой перелет в/из Москвы, а вследствие невозможности составить транзитный маршрут в пункты РФ и заграницу через Москву. Прежде всего это Азия и США Аэрофлотом, тарифы на эти направления очень часто были самыми низкими для украинцев в поисковой выдаче. Я и сам летал в Пекин и Шанхай Аэрофлотом из Киева через Москву, прекрасный был полет в 2010м, когда все европейские аэропорты были закрыты из-за исландского вулкана, а Москва исправно работала, но это частный случай.

За последние полтора года количество рейсов из Европы по всем направлениями (я имею ввиду стыкованные дальнемагистральные направления) в Киев и без того уменьшилось, а теперь в условиях ослабления конкуренции цены поднимутся и на них. Эмирейтс/Катар/Этихад в Киев не летают, конкурентных дешевых тарифов в Азию от них тоже нет, а между тем иногда на форумах проскакивают очень интересные цены на стыковки из Киева S7-Qatar.

А когда был нужен one-way ticket в Киев откуда-то?! Очень часто именно билет МАУ в Москву через Киев был самым дешевым вариантом one-way, а второй сегмент просто не использовался.

А еще МАУ потеряет транзитный трафик из России. А какие классные цены предлагала МАУ российским пассажирам из Москвы и Питера в Пекин, Бангкок, Израиль или Европу! Теперь об этом тоже можно забыть. Кто компенсирует финансовые потери МАУ в данном случае? Украинские пассажиры компенсируют - увеличением стоимости билетов на других ее рейсах.

Вот комментарий пресс-секретаря МАУ: "МАУ не обсуждает санкции, введенные указом президента страны на решение СНБО – введены, значит введены. Очевидно, что у СНБО были основания ввести санкции против определенных авиакомпаний РФ. В то же время, необходимо заявить, что, в отличие от двух названных в списке санкций российских авиакомпаний, МАУ никогда не нарушала законодательство РФ. Более того, МАУ уже более года страдает от санкций, введенных Российской Федерацией, заключающихся в запрете пролета воздушного пространства РФ со ссылкой на технические причины, что привело к значительному увеличению протяженности целого ряда маршрутов МАУ и финансовым потерям порядка $6 млн в год".

После введения санкций также будут затронуты рейсы российских авиакомпаний Москва-Кишинев или Москва-София, к примеру, для выполнения которых нужно будет облетать территорию Украины, что тоже приведет к удорожанию авиабилетов на этих рейсах.

Как теперь планировать свои авиаперелеты в Москву из Киева?

Подобные санкции уже вводились в отношении Грузии, именно тогда МАУ и Аэросвит перевозили огромное количество транзитных пассажиров в Москву из Тбилиси через Киев.

Вот симпатичная инфографика от "Коммерсант".

По-моему, здесь лишний Баку, а все остальное верно. Время перелета здесь указано суммарное БЕЗ учета ожидания стыковочного рейса!

Я думаю, что в ближайшее время предложат свои варианты и цены:

- Белавиа

- AirBaltic

- возможно МАУ+EstonianAir

- возможно Turkish Airlines

Картбланш конечно у Белавиа, уже есть комментарии об увеличении провозных емкостей и планировании самолетов большей вместимости на рейсе Минск-Киев. AirBaltic тоже традиционно предлагали стыковки Киев-Москва через Ригу.

Вот примерный поиск, но уверен, что расписание будет адаптироваться для достижения минимально возможного времени стыковки между киевским и московским рейсами:

Возможно ли сохранение прямого авиасообщения?

Да, возможно.

1. Возможно рейс ЮТэйр останется в расписании. ЮТэйр нет в списке запрещенных авиакомпаний с украинской стороны. Тогда он будет единственным прямым, если ничего не изменится в списке с украинской стороны.

2. Украинской авиакомпании Атласджет-Украина нет в списке с российской стороны. У этой авиакомпании есть разрешение на эксплуатацию рейса Киев-Москва, но полеты она не начинала и не анонсировала по этому направлению.

Резюме:

В первую очередь именно для украинских пассажиров небо закрывается, стоимость билетов увеличивается, конкуренция снижается, в общем визовые требования также усложняются (я имею ввиду шенген, количество отказов и т.д.).

Опыт Грузии на лицо и ничему не учит. Несколько лет неудобств, затем авиасообщение открыли и все снова стало нормально, но для Украины "нужны свои грабли" в этом вопросе. И это очень нерадостно.

А пока небо над Украиной выглядит примерно так.

Это и отражает нынешнюю ситуацию с авиаперевозками в стране.

Александр Чебан Александр Чебан , Детский врач, известный фотоблогер и путешественник
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram