Рост тарифов привел к свертыванию возможностей рядовых граждан обеспечивать традиционный к 2014 году платежеспособный спрос на товары широкого потребления, что негативным образом отразилось на эффективности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Правящая коалиция и действующие правительства в 2014-2017 годах не применили необходимых превентивных мер, чтобы не допустить значительного роста тарифов за услуги естественных монополий и тем самым уменьшить масштабы обнищания рядовых украинцев.
Одним из наиболее типичных последствий экономической политики парламентского большинства и сформированных ею правительств за период с 2014 по 2017 год является значительное увеличение цен на услуги естественных монополий. Это касается цен на водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, электроснабжение и природный газ. Вообще за период с 2001 по 2016 год индекс цен на услуги естественных монополий в декабре текущего года по сравнению с декабрем предыдущего года почти не опускался ниже 100%.
Это свидетельствует о том, что естественные монополии в максимальной степени при установлении цен (тарифов) учитывали инфляционно-девальвационные процессы и пытались обеспечить приемлемый для себя уровень рентабельности, что сопровождалось ростом удельного веса расходов на оплату услуг водо-, газо-, тепло- и электроснабжения в общем объеме расходов домохозяйств. За анализируемый период особенно выделяется 2006 год, когда индекс цен в декабре по сравнению с декабрем предыдущего года за теплоснабжение составил 215%, за водоснабжение – 162%, канализацию – 150%, электроэнергию – 156%, природный газ – 181% (рис. 1, 2).
Зато самый низкий индекс цен на услуги естественных монополий наблюдался в период с 2010 по 2013 год. Так, индекс цен на водоснабжение в декабре 2010 года по сравнению с декабрем предыдущего года составил 106%, теплоснабжение – 106%, услуги канализации – 107%, а в 2013 году индекс цен на услуги водоснабжения, канализации и тепла составил 100%, то есть цены были на уровне 2012 года. В 2013 году такая же ситуация наблюдалась и по уровню цен на электроэнергию и природный газ.
За период с 2014 по 2017 год, когда сформировалась нынешняя правящая коалиция и действовали два сформированных ею Правительства (правительства Яценюка и Гройсмана), имел место значительный рост индексов цен на услуги естественных монополий. Так, индекс цен на природный газ в декабре 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года составил 373%, что является наибольшим показателем за период с 2001 по 2016. Индекс цен за электроэнергию составил в декабре 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года 167% (это также наибольшее значение за период с 2001 по 2016).
В 2015 и 2016 годах индекс цен на тепло составлял соответственно 178% и 188% (соответствующий показатель имел большее значение только в 2006 году). Также в декабре 2016 года индекс цен за водоснабжение по сравнению с декабрем 2015 года составил 142%.
Значительный рост цен на услуги естественных монополий привел к увеличению нагрузки на Сводный бюджет Украины в части оплаты услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроэнергии и природного газа. В частности, в 2015 году по сравнению с 2013 годом расходы Сводного бюджета Украины на оплату теплоснабжения увеличились на 2,43 млрд. грн., на оплату водоснабжения и водоотведения – 0,07 млрд. грн. (рис. 3).
В 2015 году по сравнению с 2013 годом расходы Сводного бюджета Украины на оплату электроэнергии увеличились на 0,66 млрд. грн., оплату природного газа – на 0,54 млрд. грн. (рис. 4). То есть значительный рост тарифов на услуги естественных монополий привел к дополнительным расходам Сводного бюджета Украины, что сузило возможности государства и территориальных общин финансировать расходы, направленные на инвестиционные цели.
Несмотря на значительный рост цен за водоснабжение, канализацию, тепло, электроэнергию и природный газ, в 2016 году объем капитальных инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа и воды по сравнению с 2013 годом уменьшился на 4,6 млрд. грн. (рис. 5). То есть, получая больше прибыли вследствие роста тарифов, естественные монополии, которые уже длительный период принадлежат украинским олигархам или транснациональному капиталу, дополнительные поступления не направляли в финансирование капитальных инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а выводили их в оффшорные резиденции.
Опыт последних трех лет показал, что правящая коалиция и сформированное ею правительство создали «тепличные» условия для функционирования естественных монополий, позволив последним неконтролируемо повышать тарифы за предоставление подавляющего большинства услуг. Это создало возможность естественным монополиям получать сверхприбыль из-за значительного увеличения расходов домохозяйств и предприятий на оплату услуг водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения.
Правительство рост тарифов за услуги естественных монополий мотивировало требованиями МВФ перед предоставлением очередных траншей. При этом не учитывалось реальное снижение доходов домохозяйств, субъектов малого и среднего предпринимательства. Фактически в Украине возник конфликт интересов: естественные монополии, владельцами которых в подавляющем большинстве являются украинские олигархи, пытаются в максимальной степени увеличивать тарифы, чтобы получать сверхприбыль; потребители услуг естественных монополий заинтересованы если не в уменьшении, то хотя бы в стабилизации уровня цен за водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение.
К сожалению, Правительство при молчаливой поддержке правящей коалиции в 2014-2017 годах фактически отстаивало и отстаивает интересы естественных монополий, то есть олигархического капитала, не применяя жестких регуляторных инструментов для недопущения роста на порядок и более цен на природный газ, тепло и электроэнергию.
В такой ситуации естественные монополии получают уникальные возможности для дополнительной капитализации, которая в большинстве случаев не сопровождается ростом капитальных инвестиций в модернизацию производственно-технической базы, потому и не происходит снижение уровня затратности услуг водо-, газо-, тепло- и электроснабжения.