Высокий уровень износа систем водоснабжения и водоотведения, отсутствие достаточного количества полигонов для организованного складирования твердых промышленных и бытовых отходов, а также их утилизации, высокий уровень выбросов вредных веществ в атмосферный воздух сегодня значительно сузили ареал не только для продуктивного развития подавляющего большинства секторов национальной экономики, а и для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения.
Каждый новый призыв руководителей Министерства экологии и природных ресурсов Украины использует в своей деятельности лекала предшественников, потому и сдвигов в направлении улучшения состояния окружающей среды и рационализации использования природных ресурсов не наблюдается. Особой остротой отмечаются проблемы увеличения объемов инвестиционного обеспечения модернизации, реконструкции и технического перевооружения объектов природоохранной инфраструктуры, а также воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Отражением неуклюжести экономической и экологической политики государства является отсутствие системных действий по диверсификации источников инвестирования природоохранных проектов, в частности привлечения иностранных инвестиций. Чего стоит жизненный цикл функционирования Государственного агентства экологических инвестиций Украины. Более того, не обеспечивается целевое и рациональное использование тех средств, которые выделяются из бюджетов различного уровня на финансирование природоохранных целей.
Согласно проекту Закона О государственном бюджете Украины на 2017 год расходы Сводного бюджета Украины на охрану окружающей среды составят 8219 млн. грн., что на 2689 млн. грн. больше соответствующего показателя 2015 года, на 2625 млн. грн. – показателя относительно стабильного 2013 года (рис. 1). То есть номинально (без учета инфляционного фактора) предполагается существенное увеличение расходов на охрану окружающей среды, но их удельный вес в общей величине расходов Сводного бюджета Украины почти не изменится (в 2017 году она составит 0,89%, для сравнения: в 2013 году – 1, 11%, в 2015 – 0,81%).
Рис. 1. Расходы Сводного бюджета Украины на охрану окружающей природной среды за 2002-2015 годы и прогноз на 2017 год (рассчитано по данным Государственной казначейской службы Украины и Проекта Закона о Государственном бюджете Украины на 2017 год)
В структуре расходов Сводного бюджета Украины на охрану окружающей среды удельный вес расходов на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды составит 82%, на сохранение природно-заповедного фонда – 3,9%. Вызывает удивление прогноз расходов Сводного бюджета Украины на утилизацию отходов в 2017 году. Он составляет 611, 6 млн. грн (461,6 млн. грн – из государственного бюджета, 150 млн. грн – из местных бюджетов), что на 5,5% меньше соответствующего показателя 2015 года.
Предстоят существенные сдвиги в структуре расходов в разрезе отдельных бюджетов. Если в 2015 году удельный вес государственного бюджета в общей величине расходов Сводного бюджета составлял 73,3%, а местных бюджетов – 26,7%, то в 2017 году соотношение будет следующим: государственный бюджет – 45,6%, а местные бюджеты – 54,4% (рис. 2, 3). То есть фактически происходит смещение центра тяжести в финансировании природоохранных целей на региональный уровень.
Рис. 2. Расходы на охрану окружающей природной среды из государственного бюджета за 2002-2015 годы и прогноз на 2017 год и их удельный вес в общем объеме расходов Сводного бюджета Украины (рассчитано по данным Государственной казначейской службы Украины и Проекта Закона о Государственном бюджете Украины на 2017 год)
Лучшим вариантом было бы его смещение на уровень территориальной общины базового уровня, поскольку это в максимальной степени приблизило бы расходы к реальным потребностям воспроизводства и охраны окружающей среды. Но скорее всего львиная доля расходов будет осуществляться из областных бюджетов, что сохранит дополнительное звено в перераспределении природоохранных средств.
Рис. 3. Расходы на охрану окружающей природной среды из местных бюджетов за 2002-2015 годы и прогноз на 2017 год и их удельный вес в общем объеме расходов Сводного бюджета Украины (рассчитано по данным Государственной казначейской службы Украины и Проекта Закона о Государственном бюджете Украины на 2017 год)
Исходя из выше изложенного, напрашивается вывод о том, что существенного роста расходов государства, регионов и территориальных общин на охрану окружающей среды в 2017 году не намечается. Или же новое руководство Министерства экологии и природных ресурсов Украины во главе с О. Семераком делает ставку на привлечение значительного объема природоохранных инвестиций за счет иностранных доноров и субъектов частного предпринимательства, или же снова охрана окружающей среды будет финансироваться по остаточному принципу. Уменьшение величины прогнозируемых расходов на утилизацию отходов, в первую очередь, за счет местных бюджетов также выглядит странным, учитывая последствия Грибовицкой трагедии и массовый характер проблем обращения с отходами.
В последние годы в Украине появилась еще одна очень серьезная проблема, связанная с рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, – это преодоление последствий янтарной лихорадки. Земли лесного фонда, где проходила добыча янтаря, представляют собой концентрацию значительного количества котлованов, что чрезвычайно затрудняет рекультивацию этих земель. А заложены ли средства в бюджетах разного уровня на возмещение потерь лесохозяйственного производства вследствие истощения земель лесного фонда в связи с добычей янтаря?