— С Праздником Троицы связано много суеверий. Например, ветки березы и полевые цветы, побывавшие на Троицу в церкви, засушивают и хранят за иконами для разных надобностей. Эти обряды связаны с христианской культурой? Итегрированы в неё?
— При желании любой обряд можно интегрировать в любую культуру. Важно другое – спасительно ли это. И потому, если Троицкие ветви и цветы хранятся как обереги, как объекты для совершения языческих ритуалов, направленных на улучшение земной жизни безо всякого духовного совершенствования – то это действительно суть только суеверия, граничащие с магией. Совсем иное – если эти ветви, как и вербные, хранятся как вещественное напоминание о великих Господских праздниках – ступенях к нашему спасению.
— Зачем на праздник Пятидесятницы храм украшается зеленью и цветами, а священники облачаются в зеленые ризы?
— В Церкви все устроено для нашего спасения, и, соответственно – для нашего же назидания и научения вере и нравственности. Точно так же цвет богослужебных облачений раскрывает особые стороны нашей веры и упования. Зелень, украшающая в день Святой Троицы храмы, зеленые облачения священнослужителей – все говорит о том, что в этот день исполнилось вековое чаяние человечества, жаждавшего обновления человеческой жизни через участие в ней Творца (Амос. 8, 11). Теперь Дух Святой, оживотворявший все творение Божие в самом начале (Быт. 1, 2), оживотворяет зерно апостольской проповеди, произращая Царство Небесное и во всем христианском мире (Мф. 13, 31), и в каждом из нас (Лк. 17, 21).
— На Троицу совершается особый обряд поминовения умерших. Почему именно в этот день?
— День святой Троицы завершает круг праздников и постов, связанных с Пасхой. Этот круг, от Недели мытаря и фарисея до Недели всех святых, не просто показывает нам историю нашего спасения, но и включает нас в эту историю посредством Святой Церкви. В день Святой Троицы мы вспоминаем, что в Церкви Христовой живет Святой Дух, освящающий нас, и силой этого Духа то, что Церковью будет связано на земле, будет связано на небе (Мф. 18, 18). То есть Церковь может, вопреки земному рассуждению, влиять и на потустороннюю участь человека. Потому и в самый день Троицы, и накануне, в субботу, мы совершаем особые молитвы о всех умерших, наипаче же о тех, кто - по земному рассуждению - своей жизнью лишил себя возможности оправдания на Страшном Суде.
— Отчего люди так держатся за язычество, за суеверия - в современном, информационно продвинутом мире? Ведь сегодня можно всё узнать, перепроверить и не быть дремучим...
— Распространенность язычества и суеверий никак не связана с наличием либо отсутствием информации или даже наук и технологий – примером может быть вполне языческая Япония. Язычество и суеверия – явления религиозного, духовного порядка, и потому их распространенность имеет духовные, а не материальные причины.
Язычество, то есть вера «языков», что по-славянски означает - народов – появилось в результате забвения древними народами изначального Откровения Божия. Этими народами было утеряно понимание того, что наш вечный дом – на Небе, а люди были созданы, чтобы его наследовать. Взамен этого, земля - место изгнания человечества (Быт. 3, 23) - стала рассматриваться не как место испытания и исправления, но как подлинный дом, а временная земная жизнь – как единственно важная. И все, чем обладало человечество, в том числе и религиозные традиции, было подчинено задаче улучшения этой земной жизни.
Поврежденное первородным грехом человечество всегда удобопреклонно и к язычеству вообще, и к суевериям, частному проявлению язычества. Ведь они обещают улучшить земную жизнь человечества - здесь и сейчас, без необходимости исправления самого человека. Потому рецидивы язычества могли случаться и внутри ветхозаветной общины спасения: к примеру, культ Северного царства, при декларировании веры в Единого Бога, был вполне языческим (1 Цар. 12, 32). Точно так же от язычника мало отличается и тот христианин, для которого Церковь важна только в земных нуждах. Устроив праздник из крещения собственного ребенка, он не будет приучать его христианской вере и жизни; церковный праздник для него не еще одна возможность соединиться с Богом в Его Святых Тайнах, но лишь повод для застолья; святые его интересуют не как образцы для подражания, но как исполнители его приземленных желаний.
Даже утратив близкого человека, такой тайный язычник будет заботиться о том, как бы соблюсти все связанные с погребением обряды и даже суеверия, забывая о том единственном, что действительно нужно усопшему – об искренней молитве его близких, усиленной исправлением их жизни.