Владыко, сейчас идёт Петров пост, который ещё называют апостольским. Что нам известно о посте апостолов, как они постились?
— Пост – ровесник человечества. Единственная заповедь, которую Бог дал нашим прародителям в раю, заключалась в воздержании от вкушения плодов древа познания добра и зла. В Ветхозаветное время пост играл важную роль в религиозной и общественной жизни и проявлялся в полном воздержании от пищи. Постившиеся также одевались во вретище и предавались плачу о своих грехах (Есф. 4, 3; Иона 3, 5). Кроме того, следуя наставлениям пророков, в дни поста люди совершали дела милосердия (Ис. 58, 5-7). В Новозаветное время Господь освободил Закон от его связи с юридическим порядком, переведя его в область сердечного расположения. Упразднились многие обрядовые действия и жертвоприношения животных, а само понятие обряда стало духоносным и возвышенным.
Люди, которые превращают пост в некое дорогостоящее хобби, не только не приобретают духовной пользы, но наносят вред душе
Но пост нисколько не утратил своего значения. Сам Господь наш Иисус Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте. Следуя примеру Учителя, апостолы постились перед выходом на миссионерское служение (Деян. 13, 2-3; Деян. 14,23). Апостол Павел в начале своего обращения «три дня... не ел и не пил» (Деян. 9,9). Также он часто упоминает в своих посланиях об алчбе, жажде и постах. И даже просит апостола Тимофея: «Впредь пей не одну воду» (1 Тим. 5,23), что говорит о великой строгости постов в среде ранних христиан.
— Сегодня во многих кафе и ресторанах предлагают “постные блюда”. По своей изысканности, разнообразию и цене, они, зачастую не уступают скоромным, а порой - превосходят. Какое-то “постное обжорство”. Прокомментируйте, пожалуйста.
— Происходит явная подмена понятий, когда значение поста сводится к неким формальностям, и он превращается в обычную диету. Цель поста заключается не в том, чтобы принуждать себя к некоторым формальным обязанностям, но в том, чтобы смягчить сердце, утончить дух, сделать его способным чувствовать и воспринимать Божественную благодать.
Пост должен пробуждать в человеке жажду общения с Богом. Душа тянется к источнику духовной радости и все, что ублажает нашу плоть, грубые телесные удовольствия, пестование гордыни и себялюбия, должны бескомпромиссно отвергаться как препятствия на пути к истинному духовному блаженству. А постные меню в ресторанах можно превратить в некий компромисс с совестью, который свидетельствует либо о лицемерии человека, либо о полном непонимании сущности поста.
Наши земные привязанности и греховные привычки лишают нас самого главного – единства с Богом. И если человек будет искренне искать единения с Отцом Небесным, то ему не составит труда отказаться от второстепенных, а часто и вовсе ненужных вещей. Пост нам дан, чтобы мы учились жить в простоте и скромности, избавляясь от излишеств и уделяя особое внимание делам милосердия.
Пост – это время внутреннего человека, время возделывать внутреннюю землю нашей души
«Жизнь наша не была бы такой скорбной и исполненной уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни», – говорит святитель Василий Великий. И добавляет: «Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью, как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела». Поэтому очевидно, что люди, которые пытаются обмануть свою совесть, превращая пост в некое дорогостоящее хобби, не только не приобретают духовной пользы, но наоборот – наносят большой вред собственной душе.
— Почему у многих православных пост завязан на кулинарии? Почему так трудно людям оторвать глаза от тарелки и сосредоточиться на чём-то более высоком?
— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его». Наверное, человеку легче сосредотачиваться на внешних, материальных вещах. Но Сам Господь напоминает нам: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17,21). Именно сердце человека – это поле битвы, на котором, по выражению Ф. М. Достоевского, дьявол с Богом борется. И духовная жизнь начинается тогда, когда человек переносит все свои усилия, всё внимание и интерес с внешних вещей на внутреннюю жизнь духа.
Пост – это время внутреннего человека, время возделывать внутреннюю землю нашей души, как учат святые отцы. И если мы привыкли всячески заботиться о внешнем человеке – питать, одевать, лечить – то тем более, необходимо проявить внимание к человеку внутреннему, который изголодался по духовной пище, жаждет молитв и животворных действий Святых Таинств, нуждается в одежде добродетелей, ибо наг без добрых дел. Все это дает пост, если относиться к нему как к духовному врачевству и изобилию небесных благ, а не воспринимать как свод внешних правил. Об этом говорит великий подвижник благочестия святитель Тихон Задонский: «Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?»
— Как полюбить пост?
— Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда». Нужно полюбить пост как время тишины и отдыха от самого себя, от своих греховных привычек и недостатков. Я бы даже сказал, что пост – это возвращение к самому себе истинному. Слишком много шелухи набирает человек в процессе жизни и житейского самоутверждения, обрастает коростой страстей и самомнения.
Нужно полюбить пост как время тишины и отдыха от самого себя, от своих греховных привычек
Освободить себя от всего, что привносит в жизнь негатив и расстройство, избавиться от чужеродных наслоений гордыни и зависти, уныния и раздражительности, лицемерия и холодности – разве это не радость и не облегчение для души? Суета житейская, однообразие быта и мирские заботы опустошают человека, забирают его силы, лишают существование высшего смысла. Как следствие — происходят очерствение сердца и духовная смерть. Пост дарит радость жизни и ощущение полноценности бытия, когда отрешаясь от всего земного, человек обретает потерянное единство с Богом, а в Нем – источник вечной жизни и радости. Протопресвитер Александр Шмеман называет пост светлой печалью: «Печальный свет: печаль моего изгнания, растраченной жизни; свет Божьего присутствия и прощения, радость возродившейся любви к Богу и мир возвращения в Дом Отца».