ГлавнаяБлогиБлог Кристины Каручек

Почему “Коко” должен выиграть Оскар

Что такое хороший мультфильм? Поучительная история, красивое и символичное исполнение, или универсальность подхода к зрителям разных возрастов? В мультиках Pixar работает правило замещения - и все вышеперечисленные компоненты компенсируют недостатки друг друга. На уровне детской анимации это просто, весело и красиво. Отсюда и любовь маленьких зрителей: они радуются упрощениям, смеются над хорошими шутками и остаются в полном восторге от картинки, которую видят на экране. И не важно, что часть персонажей может остаться двухмерной, когда все взгляды давно прикованы к 3D.

Кадр из фильма "Коко"
Фото: B&H
Кадр из фильма "Коко"

На просмотре “Коко” неподалеку от меня сидела маленькая девочка. До её реакции на фильм, я бы не смогла представить, что такое - активный зритель. Она проживала любые эмоции на экране, гиперболизировала их у себя в голове и получала от этого огромное удовольствие. Она - целевая аудитория. Меня удивило, как радушно она приняла историю о юном мальчике Мигеле и его путешествии в загробный мир к усопшим родственникам. Такой сюжет мог бы отпугнуть осторожного родителя вести свое чадо в кино, но только не в случае с Pixar.

Оскароносная студия начинала как группа из 5 друзей-энтузиастов, которые решили пойти неочевидным путем: сменить главных персонажей с людей на...все остальное. Парадокс сработал и рыбы, игрушки и гоночные машинки принесли успех, который студия-магнат Дисней тогда и предсказать не могла. Позже, правда, она приобретет Пиксар и заставит к 2020 году выпускать сиквелы к своим предыдущим картинам - зато оригинальные идеи у мультипликаторов рождаются безусловно и постоянно. Студия так бережно относится к своим задумкам, что доводит каждую из них до логического финала. И занимается этим сам автор идеи, потому как ни один художник не сможет нарисовать дом на воздушных шариках так правдоподобно, как это сделает тот, кто уже прожил эту историю у себя в голове.

Поэтому то, что так завораживает зрителя - это искренность авторов и их сопереживание собственным историям. С самого начала они решили поднимать недетские вопросы и говорить о сложных человеческих дилеммах, и делать это в мирах неодушевленных предметов. Этот парадокс дал их мультикам двойное дно, оставаясь понятным любому зрителю. Продолжая традицию, следующим таким стал мультик-откровение на тему летальности человечества “Коко”. В коллективной работе над ним сложно выделить кого-то одного: Ли Анкрич (режиссер второй и третьей “Истории игрушек” и один из авторов «Корпорации монстров» и «В поисках Немо») тут и автор идеи, и постановщик; Эдриен Молина (художник “Истории игрушек 3” и “Университета монстров”) написал сценарий и тексты песен; Джейсон Кац (художник и разработчик персонажей трилогии “Истории игрушек”, “Приключения Флика”) дебютировал в качестве сценариста и т.д. Главное, что от перестановки обязанностей - сумма никогда не меняется. То есть, та же девочка с легкостью готова принять сложную тему с малопонятным национальным бекграундом чужой страны, пусть и сильно упрощенным. Она способна понять, что все люди смертны, но любовь поколений может жить вечно; что уважать старших обязательно, но собственное наследие можно и построить наперекор семейным ценностям. Итог один и тот же - мультики продолжают говорить о сложном и провокативном на понятном и простом языке. Студия даже разработала собственный принцип работы с анимацией - simplexity - “сложная простота”. Если одну большую ложь приукрасить множеством маленьких достоверных фактов, мы сможем легче в неё поверить. Поэтому глобально абсолютно сюрреалистический трип в загробный мир кажется правдоподобным благодаря деталям.

Если же на секунду отвлечься от достоинств “Коко” и вспомнить общую тенденцию вручения Оскара, может возникнуть этический вопрос. С одной стороны, в политическом контексте США киноакадемики не захотят упустить возможность отметить позитивную картину о Мексике, которая резонирует с публикой любых возрастов.

С другой стороны, скандал с отцом-основателем Pixar Джоном Лассетером, которого вслед за многими обвинили в сексуальных домогательствах, может существенно повлиять на исход голосования. Он исполнительный продюсер “Коко”, так что будет обидно, если ошибка одного человека отразится на результатах 6 лет кропотливой работы студии.

Можно также взглянуть на дилемму победителя с самой прагматичной точки зрения и вспомнить, какие еще мультфильмы выходили в 2017 году. Европейская продукция в этом году не оставила ничего запоминающегося после себя. Среди американских мультиков, казалось бы, выбирать проще, но если отбросить посредственные комедии, вроде “Гадкий я” 3 и “Мы - монстры”, останется не так уж много претендентов. Даже два гениально сделанных сатирических мультфильма “Лего”, не составят конкуренции после поражения в 2015 оригинального “Лего. Фильма”. Точно так же можно отбросить мультики, ориентированные на взрослую аудиторию, поскольку единственным “взрослым” лауреатом Оскара можно назвать “Ранго”. Настоящим конкурентом я бы назвала аниме “Мэри и ведьмин цветок” от номинированного японского режиссера Хиромаса Ёнэбаясаки. Работа мультипликатором у Миядзаки сильно отразилась и на его собственных фильмах, в частности визуально. Но как бы этот мультик не был хорош, Pixar 6 лет подряд выигрывают главную кинематографическую награду. Не думаю, что 7-ой станет исключением.

Кристина Каручек Кристина Каручек , Начинающий журналист и кинокритик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram