Сейчас - это самая популярная франшиза в кино, но тогда предрекать ей огромный успех было настоящим самодурством, особенно в сравнении с остальными картинами времен Никсона в США. Все они отражали настроения неспокойной эпохи и многие служили удачной аллюзией войны во Вьетнаме, но именно “Звездные войны”, сразу после “Челюстей”, внесли в киноискусство необходимое упрощение. Этот феномен под названием “высокая концепция” позже продиктует моду на односложный синопсис, ведь, чем проще сюжет - тем больше аудитории он сможет привлечь.
В случае со “Звездными войнами” это были дети. Джордж Лукас, автор первой трилогии, нацелился привлечь к экранам кинотеатров даже не подростков, а именно детей. Он просил актеров играть “доступней”, а космических персонажей вводил с перспективой продать их уменьшенные копии в магазинах игрушек. Лукас видел успех в понятности и сентиментальных уловках, поэтому со стороны история отдаёт ностальгическим флером. Зрителю даже не обязательно смотреть оригинальную трилогию, чтобы знать имена ключевых персонажей или сюжетный каркас истории. Все это есть в поп-культуре, а значит, и в жизни любого современного кинозрителя.
В 2017 можно все еще прийти в кинотеатр с предвзятым отношением к ненужному, на первый взгляд, продолжению, но дайте этому фильму пару минут. Зазвучат знакомые фанфары и на экране появится сюжет о том, как Империя (тут - Верховный порядок) ожесточенно ведет борьбу с группой мятежников (тут - Орден Повстанцев/Сопротивление). История может менять существительные, но суть останется прежней - это черно-белое полотно, с самым прямолинейным распределением сил. А все потому, что ребенок рассматривает конфликт только в этих цветах, для него финал - это победа добра над злом. А так как “Звездные войны” создавались именно для него, большего от этой франшизы требовать и не стоит.
Тогда почему реакция фанатов на “Последних джедаев” оказалась не такой радушной? Продолжение новой трилогии поручили Райану Джонсону, звезде Санденса 2005 года (“Кирпич”) и талантливому сай-фай режиссеру (“Петля времени”). Он может скромно называть свое последнее детище “смесью оперы и жвачки бабл гам” - симбиозом гиперболизированной драмы и детского аттракциона - но “Последние джедаи” уходят куда дальше от запрограммированного канона студии Disney.
Снимать сразу после Джей-Джей Абрамса сложно. Хотя бы потому что он сделал все, чтобы угодить зрителю. Возможно, Райан Джонсон не такой большой фанат “Звездных войн”, и это к лучшему - вторая часть трилогии и не думает продолжать чесать спинку ленивому зрителю. Да, в “Последних джедаях” очень много отсылок к предыдущим частям: диагональные буквы вторят сюжету “Империи”, а зло вот-вот нанесет ответный удар. Половину всего фильма нас водят за нос, притупляя внимательность и давая свернуть по привычному пути сентиментальной предсказуемости. Но в какой-то момент становится ясно, что никакое зло не станет наносить ответный удар, вопросы наследия и самоидентификации теряют свой вес и все, во что верили герои до этого - может вот-вот разрушиться. То, как режиссеру удалось разорвать порочный круг и продвинуть сюжет вперед, за пределы привычной идеологии, при этом не угодив в списки режиссеров нон-грата, - великая загадка и великое мастерство первого.
Получилось настолько хорошо, что постановщику доверили отдельную трилогию. Возможно, в нем увидели человека, который сможет больше, чем просто перезапустить франшизу в соответствии с ожиданиями зрителя. Райан Джонсон сделает новые “Звездные войны”, которые уже не будут нацелены на детскую аудиторию и продажу дорогостоящего мерча.
Не поймите меня неправильно, в “Последних джедаях” все еще есть смешные маленькие птички-порги, готовые залететь на прилавки фирменных магазинов. Есть и пилот По Дамерон (Оскар Айзек), который олицетворяет бунт и вероломство - рычаг вдохновения для самых маленьких. Есть еще несколько (неожиданно) второстепенных персонажей, например, Финн (Джон Бойега) или Верховный лидер Сноук (Энди Серкис). Все это сопровождается глупыми диалогами и ситуативным юмором для смягчения тона. Но только для того, чтобы держать зрителя наготове перед тем, как Рей (Дейзи Ридли) начнет исследовать тёмную сторону Силы, а Кайло Рен (Адам Драйвер) проявит самую интересную черту антагониста - сомнение.
По мнению Джорджа Лукаса, главное в кино — первые 5 минут и последние 20. Все остальное — лишь подготовка к финальному акту, который двигает сюжет вперед. Аттракцион “Последние джедаи” не должен был стать исключением, оставшись тем, что зрители полюбили, когда были детьми. Но Звездные войны прыгнули в гиперпространство, и концепция космической саги стала соответствовать нашим ожиданиям раньше, чем мы это поняли.