“12 лет рабства” (12 Years a Slave) – фильм о ценности свободы. Сегодня нам трудно представить, что когда-то большое количество людей не принадлежало себе. Соломон Норсап был одним из таких, но однажды получил право на свободу. Однако, судьба сыграла с ним злую шутку. В 1841 году, под видом приглашения на выгодную работу, его похитили и вновь продали в рабство. Пройти эту дорогу еще раз было, мягко говоря, не просто. Его история и много других, ей подобных, но чаще – без счастливого конца, вполне реальны.
Американский режиссер Стив МакКуин превратил мемуары Норсапа в фильм, опираясь на старую добрую классическую композицию. Получилось сильно. Здесь – человеческая жестокость и невежество, инстинкт выживания и страх, предательство и неугасающая надежда не просто есть – они, как катапульта, выстреливают зрителя по идеальной траектории полета ядра. В то же время без банальностей, предсказуемости, сентиментальности и эпатажа.
Один из самых сильных моментов – это дикий контраст человека, страдающего от беспричинной жестокости, и его собратьев по несчастью, которые, в животном страхе за свою жизнь, делают вид, что ничего не происходит и занимаются своими обычными делами.
Соломон Норсап после второго освобождения стал активным аболиционистом и спас многих рабов. Сегодня эта проблема не исчезла полностью. Она существует в других формах и масштабах. Я не уверен, что столь красивой и сильной картиной можно повлиять на людей, замешанных в работорговле, но знаю наверняка, что такие фильмы делают нас лучше.
Вторая история – из Индии. Фильм Dabba (Lunchbox) в этом году был в программе Одесского кинофестиваля, но увидеть его мне удалось только здесь. Может, оно и к лучшему, так как на лондонской премьере была возможность пообщаться с режиссером.
У любого, кто застал хоть какой-то кусочек советской действительности, есть определенные ассоциации с индийским кино: лютая борьба простого парня и злого раджи, рассказанная в песне, танце и неестественных звуках рукопашного боя. Эти фильмы, как сказки, всегда заканчивались хорошо, действовали как успокоительное средство, в котором многие, в предчувствии надвигающегося развала, остро нуждались.
Конечно, этот канон уже давно подрыт Голливудом и представителями независимого индийского кино, но, скажу честно, на протяжении всей картины меня не покидала надежда, что песня все-таки прозвучит, а герои от диалога резко перейдут к танцу. Но нет.
Ритеш Батра строит свою историю на местной легенде – службе доставки еды в Мумбаи, которая якобы функционирует с аптечной точностью и фантазирует на тему, а что если бы в ее работе все-таки случился небольшой сбой.
Доставленный по неправильному адресу обед становится началом новых, очень необычных отношений. Общение между одиноким офисным служащим Саджааном и несчастной в браке Илой осуществляется через контейнер, в котором доставляют еду.
Ритеш Барта приправил свой фильм отличным юмором, который, большей частью, не в словах – от белых субтитров на светлой картинке не слишком расхохочешься – но в ситуациях, голосах, мимике, вставках смешнющего индиша.
Один мистер спросил Барта каков же мессидж его картины. Тот простодушно ответил, что не ставил перед собой цели донести какой-либо мессидж, а просто хотел рассказать интересную историю. Ритеш, до этого хорошо зарекомендовавший себя в коротком метре, я считаю, отлично выстрелил в полном. Не уверен, что фильм попадет в украинский прокат, но если это случится – must-see.
Сегодня режиссер работает над новым проектом. На этот раз события будут происходить в Нью-дели, а их главными героями станут члены семьи столичного полицейского.
Будем надеяться, что Ритеш и МакКуин подарят нам еще не одну интересную историю. Мы нуждаемся в историях не меньше, чем в еде и одежде. Талантливый рассказчик и педагог Роберт Макки написал в своей книге о сценарном мастерстве: “Истории удовлетворяют глубинную человеческую потребность в осмыслении жизненного опыта. Это не просто интеллектуальное упражнение, а часть очень личного, эмоционального переживания.”