Да, это частный пример психологической манипуляции и массового помешательства, но, к счастью, участие в нем добровольно. Людям это нужно. По крайней мере, пока что. Какой бы насыщенной ни была жизнь, она всегда проигрывает хорошему кино. Даже самые пылкие натуры никогда не смогут достичь такой концентрации, темпа и накала.
Кино — это способ приобрести время или безвозвратно его потерять. Хороший фильм — делает тебя шире, плохой — раздражает. Как отличить хорошее от плохого перед тем, как купить билет?
Бродский рекомендовал читать поэзию для того, чтобы научится выбирать из книг самые лучшие. Стихи приучают к лаконичности и красоте. Тот, кто знаком с хорошей поэзией, по первых страницах книги поймет чего она стоит.
А что с кино? Один из способов разобраться — смотреть фестивальные фильмы, ведь их выбирают люди, съевшие на этом не одну собаку. Это, конечно, не гарантирует того, что вам все понравится, но очень сильно уменьшает риск потерять время зря. И сейчас я говорю не только о самых крупных международных фестивалях, но и о тех, которые доступны любому из нас: ОМКФ, "Молодости", "Немых ночах”.
В этом году, к примеру, много режиссеров и кинокритиков международного уровня, говорили о том, что ОМКФ с каждым годом становится лучше. Я был на всех четырех фестивалях и готов под этим подписаться. Многие фильмы, которые показывали в Лондоне, еще летом можно было посмотреть в Одессе.
Программа 57-го Лондонского кинофестиваля в этом году была крайне насыщенной и разнообразной: за 11 дней было показано 235 полнометражных и 134 короткометражных фильмов из 57 стран мира. Колоссальный объем работы и такие же возможности для режиссеров и зрителей.
Лондон – не киношный город, здесь все помешаны на театре. Для того, чтобы привлечь новую публику — ведь фестиваль рассчитан не только на киноманьяков, у него есть и популяризаторская функция — Клер Стюарт, возглавляющая LFF уже второй год, приняла некоторые остроумные и эффективные меры.
Раньше все фильмы в рамках фестиваля классифицировались по географическому признаку. Для среднестатистического британца идея сходить на "новое иранское кино" или ретроспективу "французской новой волны" чужда и неприятна.
Начиная с этого года, все категории называются просто и доступно: гала-премьеры, соревнование, любовь, смех, путешествие, триллер и так далее. Лондонцы охотно идут на привычные комедии и триллеры, но видят не то, что ожидали. Вместо привычного блокбастера или любовной мылодрамы, на экране — что-то новое и неожиданное. Многие уходят разочарованными, так как их привычный мир был неожиданно атакован, но есть и те, которые покидают зал с мыслью: что это было? почему раньше я не смотрел такие фильмы? С этих вопросов начинается путешествие в мир хорошего кино. И каждый из неофитов навсегда запомнит свой первый Фильм. Как по мне, такая "инициация" — главная задача фестиваля. И миссис Стюарт нашла хороший способ ее решить.
Еще одну миссию фестиваля — поддержать национальное кино — тоже удалось выполнить: в программе было много фильмов, снятых режиссерами или с участие актеров, имеющих британские корни.
Закрыли фестиваль "Спасением мистера Бэнкса", с участием английской актрисы Эммы Томпсон, и Колина Фарелла, ирландца по происхождению.
Это сентиментальная история о том, как Уолт Дисней (Том Хэнкс), больше 20 лет уговаривавший Памелу Треверс продать ему права на экранизацию "Мэри Попинс", в конце-концов осуществил свою мечту. В центре — писательница, крайне консервативная английская леди, которая панически боялась, чтобы Дисней не опошлил ее историю, так как для нее это была не просто история, но воплощение сложных переживаний детства и воспоминаний об отце.
На такое кино ходят с детьми, друзьями, женами и мужьями, поп-корном и колой. Фильм далек от социальной и политической проблематики, сложной драматургии и эксперимента. Сценарий интересен, но не более того. Актеры, как и следовало ожидать, держат марку. Американский до мозга костей. Но именно такие фильмы позволяют делать большие кассовые сборы, а на вырученные деньги – фестивали, где за какую-то неделю можно увидеть широкую панораму всего, что происходит вокруг, понять кем мы стали и куда идем.
Надеюсь, что в следующем году ОМКФ и British Council опять организуют Школу кинокритиков, или что-то в этом же духе, и дадут возможность еще кому-то побывать в этом интересном городе и взглянуть на мир из бархатного сумрака его кинотеатров.
The End.